В престижном районе Виктория-Айленд в Лагосе, Нигерия, скромный автосалон привлекает внимание. Saglev, независимый дилер электромобилей, демонстрирует модели автомобилей, незнакомые большинству нигерийцев: Voyah, Nammi и Mhero — все они произведены китайским автопроизводителем Dongfeng Motor Group Co. Три роскошных седана EV под брендом Saglev, припаркованные перед выставочным залом, заставляют водителей проезжающих мимо бензиновых автомобилей оборачиваться.
В то время как революция электромобилей идет полным ходом во многих частях мира, идея зарядки автомобиля электронами все еще вызывает недоумение в западноафриканской стране, где половина населения не имеет доступа к электричеству, а другая половина сталкивается с частыми перебоями в подаче электроэнергии. Однако после того, как цены на бензин в Нигерии начали стремительно расти в 2023 году, сторонники электромобилей увидели возможность предложить свои товары миллионам водителей самой густонаселенной страны Африки. В настоящее время в Нигерии насчитывается не менее 10 дилерских центров, продвигающих двух- и четырехколесные электромобили, в основном от китайских производителей. Параллельно ведутся работы по созданию общенациональной инфраструктуры зарядки электромобилей, а Saglev даже поддерживает отечественное производство автомобилей с нулевым уровнем выбросов.
Инвесторы не смущаются печально известным неустойчивым электроснабжением в Нигерии. Они рассматривают электромобили как разумную долгосрочную ставку в стране, которая нуждается в быстром переходе на надежную чистую энергию, исходя из соображений экономии. Генеральный директор Saglev Сэм Фалейе, уроженец Нигерии, оставил свою медицинскую практику в США, чтобы заняться электромобилями в Африке, утверждает, что реальная история электромобилей в Африке связана не с изменением климата, а с экономикой. Он заключил партнерство с китайским производителем электромобилей Dongfeng, чтобы уже в этом году начать ежегодную сборку до 2500 единиц техники в Нигерии.
Еще два года назад бензин в Нигерии был одним из самых дешевых в мире, поскольку страна тратила около 10 миллиардов долларов в год на то, чтобы топливо оставалось доступным для ее, в основном, бедного населения. Ситуация изменилась в мае 2023 года, когда новоизбранный президент Бола Тинубу положил конец дорогостоящей практике, которая подталкивала страну к финансовому кризису. Субсидии поглощали почти половину государственных доходов, а обслуживание долга – остальную часть. Впоследствии розничные цены на бензин выросли более чем в пять раз, в результате чего многие люди с трудом могли содержать свои автомобили. Чтобы смягчить последствия роста цен на топливо, правительство призывает автовладельцев переоборудовать свои автомобили на сжатый природный газ.
В то же время, по словам Фалейе, аргументы в пользу электромобилей становятся все более весомыми, особенно для водителей электрических такси, которым пришлось прекратить работу после отмены субсидий на бензин. Он поясняет, что сегодня водителю, работающему в службе райдхейлинга на небольшом автомобиле, потребуется почти 18 000–20 000 найр (от 11,91 до 13,23 долларов США) на бензин в день, тогда как для электромобиля эта сумма составляет менее 4000 найр. Учитывая, что средний дневной доход водителя райдхейлинга в Лагосе, по данным поставщика услуг Bolt Technology OU, составляет около 13 000 найр, скачок цен на бензин сделал эту услугу нерентабельной.
Хотя более низкая стоимость эксплуатации электромобиля делает его привлекательным, его перспективы на первый взгляд могут показаться туманными в стране, которая поставляет всего 4 гигаватта электроэнергии для своего более чем 200-миллионного населения. Для сравнения, Южная Африка, население которой составляет около четверти населения Нигерии, генерирует около 25 гигаватт. В Нигерии домохозяйства и предприятия покрывают дефицит энергии с помощью бензиновых генераторов. Это означает, что в краткосрочной перспективе электромобили, заряжаемые дома, скорее всего, будут питаться от грязных энергосистем, что противоречит преимуществам, которые должны приносить чистые автомобили. Однако со временем возобновляемые источники энергии будут играть большую роль в удовлетворении потребностей Нигерии в электроэнергии.
BloombergNEF ожидает, что мощности солнечной энергетики в Нигерии будут стремительно расти до конца десятилетия. Исследователям пришлось полностью пересмотреть свои прогнозы после резкого роста цен на бензин в 2023 году. Аналитик BloombergNEF Дженни Чейз, заявила, что одним из признаков того, что солнечная энергетика уже набирает обороты, являются таможенные данные: в 2024 году из Китая в Нигерию было отправлено солнечных панелей на сумму 150 миллионов долларов США, что составляет около 1,5 гигаватт. Неясно, куда они делись, но, скорее всего, они были установлены в домах и на предприятиях, чтобы помочь людям вырабатывать электроэнергию независимо от сети и без сжигания дорогого дизельного топлива и бензина. Эта тенденция, вероятно, сохранится, поскольку солнечные модули сейчас невероятно дешевы.
Уже более 7 миллионов нигерийцев в сельской местности имеют доступ к электроэнергии благодаря децентрализованным проектам в области возобновляемых источников энергии. Siemens AG также работает с правительством над проектом стоимостью 2,3 миллиарда долларов США по улучшению передачи и распределения электроэнергии. Тем временем Sterling Bank поддерживает инициативу Qoray Mobility по созданию сети зарядных станций для электромобилей по всей Нигерии, на данный момент развернуто чуть более дюжины. Банк профинансировал первую общедоступную станцию зарядки электромобилей в деловом районе Лагоса. Глава отдела возобновляемых источников энергии и мобильности в Sterling Bank Олабанджо Алими утверждает, что эта станция работает уже почти год, заряжая одни из самых современных электромобилей, от Tesla до BYD и других.
Возможно, самым большим препятствием для распространения электромобилей по всей Нигерии является высокая стоимость. По данным Всемирного банка, в 2023 году около 87 миллионов нигерийцев жили за чертой бедности, что делает страну второй по величине бедного населения в мире после Индии. Для некоторых сторонников электромобилей решением является сосредоточение внимания на двух- или трехколесных электромобилях, которые дешевле в производстве и покупке. Адетаё Бамидуро, исполнительный директор и соучредитель Max, нигерийского стартапа по подписке на транспортные средства, заявил, что его компания планирует развернуть около 100 000 электромобилей, в основном двухколесных, в Нигерии и других африканских странах в течение следующих пяти лет. Он уточнил, что Max в основном ориентируется на двухколесные электромобили из-за их доступности: гораздо больше людей могут позволить себе купить электрический мотоцикл, чем электромобиль.
Существует ряд частных и государственных решений, позволяющих сделать покупку электромобиля более финансово осуществимой. В рамках своей инициативы Qoray Sterling Bank предоставляет покупателям электромобилей кредиты на сумму до 90% стоимости транспортного средства с рассрочкой платежа на пять лет. Правительство также предлагает стимулы, стремясь к тому, чтобы к 2032 году 30% отечественного производства автомобилей приходилось на электромобили. В октябре прошлого года было объявлено об освобождении электромобилей от налога на добавленную стоимость в целях содействия их использованию и сокращения выбросов парниковых газов в соответствии с целью достижения нулевого уровня выбросов к 2060 году. Дилеры электромобилей также могут получить дополнительные тарифные льготы при наличии так называемого сертификата импортной пошлины.
Фалейе заявил, что освобождение от налогов сделало электромобили дешевле по сравнению с их бензиновыми аналогами, в то время как китайские электромобили и без того почти конкурентоспособны по стоимости. Он отмечает, что на сегодняшний день по стоимости и качеству электромобили, поступающие из Китая, не имеют себе равных в мире. Потенциал для масштабирования бизнеса также имеет ключевое значение. Алими отметил, что любая доля рынка транспортных средств в такой густонаселенной стране, как Нигерия, может принести хорошую отдачу в долгосрочной перспективе, так как на дорогах Нигерии зарегистрировано 12 миллионов автомобилей, и в какой-то момент времени в этом количестве появятся электромобили.
+ There are no comments
Add yours