Европейский Союз, стремящийся стать первым климатически нейтральным континентом к 2050 году, столкнулся с серьезными внутренними разногласиями при определении своих следующих шагов. На фоне аномальной жары в Брюсселе, которая стала суровым напоминанием о неотложности климатического кризиса, Европейская комиссия с большой задержкой представила свой план по сокращению выбросов парниковых газов. Новая цель — чистое сокращение на 90% к 2040 году, однако предложенный механизм ее достижения вызвал шквал критики и обнажил глубокие трещины в единстве Европы.
Главным камнем преткновения стало предложение разрешить странам-членам ЕС «покупать» до 3% от общего объема сокращений за пределами Евросоюза. На практике это означает возможность финансировать климатические проекты в третьих странах и засчитывать их результаты в свой актив, вместо того чтобы сокращать выбросы внутри самого союза. Эта идея, представленная как мера «гибкости», по сути, открывает лазейку для аутсорсинга климатической ответственности. Эксперты, включая главу Европейского научного консультативного совета по изменению климата (ESABCC) Оттмара Эденхофера, и экологические организации опасаются, что такой подход подорвет стимулы для реальных действий внутри ЕС, в частности, эффективность Системы торговли выбросами (ETS), и создаст сложные административные барьеры для предотвращения двойного учета одних и тех же сокращений.
Задержки и политические маневры стали новой нормой для климатической повестки ЕС. Изначально амбициозный план, известный как European Green Deal, и пакет законов Fit for 55 для достижения цели на 2030 год, похоже, теряют свой импульс. Еврокомиссия под руководством Урсулы фон дер Ляйен отложила объявление цели на 2040 год, чтобы не обострять дебаты перед европейскими выборами. После выборов решение снова было отложено. Это разительно контрастирует с выводами ученых, которые настаивают на необходимости ускорения, а не замедления темпов сокращения выбросов, и рекомендуют планку в 90-95% без каких-либо офсетных схем, чтобы соответствовать целям Парижского соглашения по удержанию глобального потепления.
Даже предложенный компромисс не смог остановить сопротивление. Президент Франции Эммануэль Макрон на заседании Европейского совета открыто призвал отложить принятие решения, заявив: «Давайте не будем перенапрягаться». Его поддержал и польский премьер-министр Дональд Туск, предлагая сосредоточиться лишь на промежуточной цели к 2035 году для предоставления на климатическом саммите COP30. За этими спорами скрывается более серьезный риск: страны-члены могут выбрать такую траекторию сокращения выбросов, которая позволит им выбрасывать значительно больше CO2 в ближайшее десятилетие. Если промежуточную цель на 2035 год рассчитывать как прямой путь к нулевым выбросам в 2050 году, а не к более амбициозной отметке 2040 года, требуемый уровень сокращений окажется существенно ниже.
Хотя опросы показывают, что большинство граждан ЕС по-прежнему ожидают от правительств решительных действий в борьбе с изменением климата, политическая воля ослабевает. Лишь треть стран-членов ЕС безоговорочно поддержала цель в 90%. Многие государства, включая Францию и Польшу, уже отстают в выполнении национальных климатических и энергетических планов, опасаясь роста цен на отопление и транспорт. В условиях, когда США вновь могут выйти из Парижского соглашения, ослабление лидерской позиции Евросоюза ставит под угрозу весь глобальный процесс по защите климата. Вопрос о том, кто, если не ЕС, сможет возглавить это движение, остается открытым.
+ There are no comments
Add yours