Пожар на живописном калифорнийском побережье поставил под угрозу стремительное развитие отрасли, считающейся ключевой для «озеленения» электросетей и обеспечения бесперебойного энергоснабжения.
Днем 16 января пламя охватило одну из крупнейших в Америке аккумуляторных установок, расположенную рядом со старой электростанцией в приморском поселке Мосс Лендинг. Литий-ионные батареи, по сути увеличенные версии тех, что питают ноутбуки и электромобили, выбросили в небо густой столб бело-серого дыма, что привело к эвакуации жителей близлежащих домов. Пожар, произошедший примерно в 121 километре к юго-востоку от Сан-Франциско, тушили пять дней.
Теперь этот инцидент стал поводом для беспокойства людей, с тревогой узнающих о планах строительства аккумуляторных установок в их районах. Энергетические компании разворачивают крупные аккумуляторные системы с головокружительной скоростью, видя в них способ накапливать возобновляемую энергию для использования по мере необходимости и предотвращать отключения электричества во время аномальной жары. Раньше такие проекты редко сталкивались с общественным сопротивлением, в отличие от других предложений в сфере энергетической инфраструктуры, от трубопроводов до ветряных электростанций. Но ситуация изменилась.
Клаудиа Греко из района Марин Парк в Бруклине сообщает, что пожар и токсичные выбросы «действительно напугали» местных жителей до смерти. Она отмечает, что девелопер NineDot Energy планирует построить две аккумуляторные установки на Флэтбуш-авеню, одну из них рядом с ее домом. Греко участвует в местной инициативе по блокированию этих проектов. Она утверждает, что существует не только опасность немедленного возгорания, но и риск распространения многочисленных токсичных газов от этих батарей по всему району.
Представитель компании Vistra Corp., владеющей сгоревшим объектом в Мосс Лендинг, предостерегает от поспешных выводов до установления точной причины пожара. Однако этот инцидент может привести к ужесточению регулирования на уровне штатов. Законодатели Нью-Йорка рассматривают законопроект, который потребует располагать новые аккумуляторные установки определенной мощности на расстоянии не менее 250 футов (около 76 метров) от жилых домов, школ и ферм. Калифорния, первый штат США, массово внедривший сетевые аккумуляторы, может запретить установку таких систем внутри закрытых зданий.
Тем не менее, отраслевые аналитики не ожидают, что пожар и вызванная им негативная реакция остановят распространение крупных аккумуляторов, поскольку у коммунальных служб есть мощные стимулы для их дальнейшей установки. Они помогли Калифорнии и Техасу пережить изнуряющие волны жары без веерных отключений электроэнергии и сдержали рост оптовых цен на электроэнергию в периоды высокого спроса. Однако будущие проекты по строительству аккумуляторных установок могут потребовать более активного взаимодействия с потенциальными соседями и местными властями. И не все из них получат одобрение.
Тимоти Фокс, управляющий директор исследовательской фирмы ClearView Energy Partners, считает это скорее «препятствием, чем непреодолимой преградой».
Однако общественная реакция – не самая большая угроза для отрасли. Тарифы, введенные президентом Дональдом Трампом, могут серьезно ударить по американским аккумуляторным установкам, поскольку страна по-прежнему сильно зависит от импортных ячеек. Почти 70% импортируемых литий-ионных аккумуляторов поступают из Китая, ключевого объекта его торговой войны.
Сторонники технологии отмечают, что в новых аккумуляторных установках используется совершенно иной химический состав, чем в Мосс Лендинг – состав, который одновременно дешевле и менее подвержен возгоранию. Сгоревшие батареи, произведенные LG Energy Solution, имели ячейки на основе никеля, марганца и кобальта (NMC), тогда как в большинстве новых проектов используются литий-железо-фосфатные (LFP) аккумуляторы.
Дэвид Хохшильд, председатель Энергетической комиссии Калифорнии, выступая на саммите BloombergNEF после пожара, говорит, что это была технология первого поколения, которую «мы не хотим видеть». Он заявляет, что власти полностью сосредоточены на том, чтобы подобное никогда не повторилось.
Рынок крупномасштабных аккумуляторов практически не существовал десять лет назад, но быстро вырос. Согласно отчету Wood Mackenzie и торговой группы American Clean Power Association, объем введенных в эксплуатацию мощностей по всей территории США в прошлом году подскочил на 33% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 12,3 гигаватт. Этого достаточно для обеспечения электроэнергией более 9 миллионов домов, хотя большинство аккумуляторов могут поставлять энергию только в течение четырех-пяти часов до необходимости подзарядки.
Спорадические пожары преследовали ранние аккумуляторные установки, но со временем стали менее частыми. По данным Исследовательского института электроэнергетики (EPRI), за последнее десятилетие в США произошло 27 инцидентов, связанных с пожарами на аккумуляторных объектах. Ноа Робертс, вице-президент по хранению энергии в American Clean Power Association, утверждает, что это «очень небольшое число по сравнению с сотнями тысяч действующих аккумуляторных хранилищ энергии, которые работают безопасно и надежно».
Однако в Мосс Лендинг с 2021 года произошла серия пожаров и инцидентов с перегревом, некоторые из которых были вызваны случайным срабатыванием систем пожаротушения, выпустивших воду. На площадке расположены два объекта хранения энергии бок о бок: один принадлежит энергетической компании Vistra, другой – калифорнийской коммунальной компании PG&E Corp. Когда в январе на объекте Vistra вспыхнул пожар, охвативший аккумуляторы, установленные внутри старого здания, около 1200 жителей близлежащих районов покинули свои дома.
Шерил Робинсон, 53 года, живущая рядом с заводом с 2001 года, говорит, что сообщество объединилось, чтобы заявить: «Эй, это не нормально».
Робинсон не покинула свой дом после пожаров, оставшись там с мужем, дочерью и птицами, включая двух какаду. С тех пор ее мучают тревога и головные боли, а астма мужа обострилась. Она беспокоится, что их собственность могла быть загрязнена химическими веществами, выпавшими из дымового шлейфа. Волонтеры взяли пробы с поверхностей под шлейфом дыма от пожара, протестировали их и обнаружили повышенные уровни лития, кобальта, марганца и никеля.
Робинсон, присоединившаяся к группе под названием Never Again Moss Landing («Никогда больше Мосс Лендинг») для продвижения более строгих требований безопасности на аккумуляторных объектах, говорит, что не хочет уезжать и не хочет, чтобы ее заставили уехать. Она считает свой дом «богатством поколений» для своих детей и хочет, чтобы он оставался у них навсегда.
Представитель Vistra заявляет, что тестирование и анализ, проведенные местными, государственными и федеральными агентствами, не выявили «никакого воздействия на здоровье населения или местное сельское хозяйство». Она утверждает, что технология объекта считалась самой современной на момент его постройки пять лет назад.
Меранда Кон, представитель Vistra, сообщает по электронной почте, что, как и в любой отрасли, усовершенствование технологий основано на извлеченных уроках, и Vistra, как и вся индустрия, применит уроки, извлеченные из этого инцидента, в дальнейшей работе.
Регулирующие органы Калифорнии в марте приняли новые стандарты, которые потребуют от владельцев аккумуляторных объектов разработки комплексных планов реагирования на чрезвычайные ситуации. А сенатор штата Джон Лэрд внес законопроект, который потребует инспекции новых объектов местными пожарными службами перед открытием, а также запретит установку крупных аккумуляторных систем внутри закрытых зданий.
Греко и другие жители бруклинского района Марин Парк видят в Мосс Лендинг поучительный пример. Розмари Хед говорит, что она настолько обеспокоена рисками, что подумывает о продаже своего дома на Хендриксон-стрит, рядом с двумя запланированными объектами NineDot Energy.
Хед, 60-летняя помощник руководителя, говорит, что так усердно работала, чтобы наконец купить дом, живет здесь уже почти 15 лет, и теперь ей приходится беспокоиться об этом. Она признается, что это не дает ей спать по ночам.
Законодательство Нью-Йорка, которое установит минимальные расстояния между аккумуляторами и жилыми домами, также потребует проведения как минимум одного общественного слушания в соответствующем сообществе до того, как проект получит одобрение правительства. Член Ассамблеи от Демократической партии Джейми Р. Уильямс, внесшая законопроект, утверждает, что люди, покупая недвижимость, «не покупают ее с аккумуляторной станцией на заднем дворе».
Базирующаяся в Бруклине компания NineDot Energy считает опасения необоснованными. На объектах компании будут использоваться аккумуляторы Megapack от Tesla Inc., которые имеют более безопасный и дешевый химический состав LFP, а не NMC. Они не будут размещаться в закрытом здании, которое может загореться.
Адам Коэн, соучредитель и технический директор NineDot Energy, говорит, что проекты помогут укрепить местную энергосистему, сильно пострадавшую от урагана «Сэнди» в 2012 году. Он считает объект в Мосс Лендинг «пережитком прошлого», несмотря на то, что он был открыт в 2020 году. По его словам, «никто бы не стал строить аккумуляторную ферму так».
+ There are no comments
Add yours