Стремительный переход мира на электромобили и возобновляемые источники энергии спровоцировал настоящий литиевый бум. Согласно прогнозам, мировой рынок литийионных аккумуляторов будет расти на 13% ежегодно и к 2027 году достигнет 87,5 миллиардов долларов. Потребление самого лития к 2026 году увеличится более чем в четыре раза по сравнению с показателями 2020 года, что создает колоссальное давление на добывающую отрасль.
На фоне растущего спроса возникает парадоксальная ситуация – огромное количество ценного ресурса попросту выбрасывается. Исследование Университета Эдит Коуэн (ECU) показало, что литийионные батареи в электромобилях считаются непригодными для дальнейшего использования, когда их емкость падает всего на 20%. Это означает, что аккумуляторы, отправляющиеся на свалки или в хранилища, содержат почти 80% своего первоначального запаса лития. По оценкам, только в Австралии к 2035 году будет образовываться до 137 000 тонн таких отходов ежегодно.
Очевидным и наиболее жизнеспособным решением этой проблемы является переработка. По мнению исследователей, отработанные батареи – это не мусор, а ценный вторичный источник сырья, способный поддержать экономику замкнутого цикла. Первый автор исследования Асад Али ссылается на правительственные оценки, согласно которым индустрия переработки аккумуляторов в Австралии всего через десять лет может приносить от 603 миллионов до 3,1 миллиарда долларов в год.
Главное преимущество рециклинга – возможность извлекать не только литий, но и другие ценные металлы. «Через переработку литиевых батарей вы можете получить не только оставшийся литий, который уже очищен почти до 99%, но также извлечь из этих батарей никель и кобальт», – объясняет Али. Таким образом, создается стабильный источник сырья, менее зависимый от геополитической обстановки и колебаний на сырьевых рынках.
Экологические выгоды переработки не менее значимы. В отличие от традиционной добычи, которая сопряжена с масштабным использованием земельных ресурсов, загрязнением почвы и воды, рециклинг имеет минимальный экологический след. «Процессы переработки могут значительно сократить использование земли, загрязнение почвы, экологический, водный и углеродный след, а также выбросы вредных химических веществ в окружающую среду, тем самым снижая выбросы парниковых газов и минимизируя отходы», – подчеркивает Асад Али.
Несмотря на очевидные преимущества, на пути к массовой переработке стоят серьезные вызовы. Как отмечает аспирант Садия Африн, технологии развиваются гораздо быстрее, чем законодательство, а постоянно меняющийся химический состав батарей усложняет процессы рециклинга. Для создания эффективной циклической экономики необходимы значительные инвестиции в соответствующую инфраструктуру. Тем не менее, эксперты уверены, что преодоление этих трудностей – лишь вопрос времени, а ставка на переработку аккумуляторов станет ключевым фактором для устойчивого энергетического будущего.
+ There are no comments
Add yours