Углепром Китая: поддержка климата и страх перед будущим в Шаньси

Успех действий по борьбе с изменением климата в любой точке мира зависит от общественной поддержки. В Китае эта поддержка остается сильной с 2020 года, когда Си Цзиньпин объявил о «двойных углеродных целях»: достичь пика выбросов углерода в стране до 2030 года и углеродной нейтральности до 2060 года.

Трудности могут возникнуть на этапе продвижения к углеродной нейтральности. Достижение пика выбросов было в основном процессом расширения существующих практик. Однако достижение углеродной нейтральности и переход к новому энергетическому балансу означают сокращение отраслей, связанных с ископаемым топливом, что неизбежно затронет регионы, где эти отрасли играют важную роль.

Исследование, проведенное в течение года в угольной провинции Шаньси, было направлено на выяснение отношения местных жителей к изменению климата и энергетическому переходу. Основное внимание уделялось тем, кто с наибольшей вероятностью может пострадать в ходе этого процесса. Целью было понять их взгляды и выявить факторы, которые повлияют на будущую поддержку климатической политики.

Для этого было организовано сотрудничество с некоммерческой организацией People of Asia for Climate Solutions. При участии более 200 волонтеров было опрошено 6035 жителей Шаньси. Среди респондентов были 1323 работника угольной промышленности и 2143 члена их семей. Дополнительно были проведены 30 глубинных интервью в шахтерских поселках и проанализированы материалы по климатической тематике в пяти провинциальных новостных изданиях. Полные результаты исследования представлены в отчете «Более прочные основы для будущих переходов: понимание энергетического перехода в Шаньси».

Многие работники угольной отрасли имеют слабое представление о том, что переход будет означать лично для них, но выражают сильное желание, чтобы этот процесс был справедливым и открытым. На основе этих и других выводов рекомендуется усилить просветительскую работу среди местного населения о переходе. При разработке политики необходимо консультироваться с местными жителями и ставить в приоритет обеспечение их средствами к существованию. Ключевое значение будет иметь профессиональная переподготовка для новых рабочих мест. Также необходима компенсация, чтобы бывшие энергетические регионы, такие как Шаньси, не пострадали несправедливо из-за перехода.

Шаньси находится в центре угольной промышленности Китая. До 2024 года провинция производила больше угля, чем любая другая в Китае, пока ее не обогнала Внутренняя Монголия. Годы добычи угля привели к серьезным экологическим проблемам. Несмотря на сокращение занятости в угольной отрасли из-за оптимизации и реформ, в 2021 году в секторах добычи и подготовки угля в Шаньси все еще работали 878 600 человек. С учетом смежных отраслей – производства горнодобывающего оборудования, транспортировки угля, коксования – миллионы людей в провинции зависят от угля как источника дохода.

Энергетический переход затронет угольные электростанции и шахты, изменив структуру занятости и доходы. Ожидалось, что работники этих предприятий будут наименее склонны поддерживать переход, однако результаты исследования показывают более сложную картину. Жители Шаньси, как и население Китая в целом, широко поддерживают климатическую политику страны. При этом им не хватает понимания связанных с ней концепций и конкретных мер. В ходе опроса 72,9% респондентов заявили, что поддерживают «двойные углеродные цели» правительства, и 72,6% поддержали их реализацию в Шаньси. Однако только 50% смогли точно объяснить, что означают термины «пик выбросов углерода» или «углеродная нейтральность».

Результаты ответов на вопрос о тенденциях выбросов также оказались неутешительными. Только 10,2% респондентов правильно определили как ложное утверждение о том, что «после многих лет политики по сокращению выбросов и энергосбережению выбросы в Китае сократились». Это свидетельствует о том, что климатическая политика пользуется сильной поддержкой, но плохо понята населением, что согласуется с предыдущими выводами относительно общественности Китая в целом.

Уголь является частью местной идентичности. Три четверти респондентов гордятся угольной промышленностью Шаньси, и существует общее мнение, что будущее провинции тесно связано с этим топливом. Несмотря на широкую поддержку национальной низкоуглеродной политики, респонденты в основном выступают против закрытия угольных шахт. Только 28,9% заявили, что поддерживают или решительно поддерживают закрытие местных шахт. Что касается закрытия угольных электростанций в местных городах, противников снова оказалось больше, чем сторонников (33,5% категорически против, 12,3% против, 28,8% нейтрально, 18,3% поддерживают и 7,7% полностью поддерживают).

Жители Шаньси проявляют уверенность в будущем развитии возобновляемых источников энергии. Респонденты согласны с тем, что провинция должна расширять солнечную и ветровую энергетику (77,5% и 76,9% соответственно), а также с тем, что энергетический переход принесет новые рабочие места (59,7%). Эти взгляды соответствуют основным целям и направлениям государственной политики. Они показывают, что поддержка «двойных углеродных целей» в основном проистекает из доверия к правительству и патриотических настроений. Однако переход к углеродной нейтральности может привести к потерям для некоторых слоев населения. Поэтому оценка рисков на национальном уровне, основанная на заботе о национальных интересах, уже не может полностью предсказывать поведение общественности. Все более важным становится восприятие личных выгод.

Исследование показывает, что в Шаньси восприятие личных выгод означает, что климатическая политика может потерять поддержку, если переход приведет к закрытию многих шахт. Однако, если эта политика обеспечит мощную поддержку сектора возобновляемых источников энергии, что приведет к созданию новых рабочих мест, поддержка на местном уровне останется высокой.

Настроения среди работников угольной промышленности отличаются. Они и члены их семей менее уверены в способности провинции адаптироваться к возобновляемым источникам энергии, испытывают неуверенность и беспокойство по поводу своего будущего и перехода. В частности, 33,4% опрошенных работников угольной отрасли заявили, что им не хватает навыков, необходимых для адаптации к переходу, а 33,3% оценили свою способность к адаптации как среднюю.

Работники угольной промышленности также более пессимистично оценивают адаптацию к энергетическому переходу в ближайшие пять-десять лет. На вопрос, окажет ли переход негативное влияние на экономическое положение их домохозяйства, 40,3% респондентов ответили утвердительно. Только 34,3% заявили, что обладают навыками для преодоления изменений в сфере занятости, связанных с переходом. Кроме того, лишь 37,5% считают, что город или регион, в котором они живут, сможет плавно осуществить переход или адаптироваться к нему.

Работники угольной промышленности чаще других респондентов считают, что переход приведет к потерям, и меньше уверены в способности Шаньси осуществить этот переход. На вопрос, приведет ли переход к закрытию многих угольных шахт, 66% работников угольной отрасли ответили утвердительно по сравнению с 54,8% других респондентов. Среди работников угольной отрасли 53,5% ожидают, что переход приведет к росту безработицы, в то время как среди других респондентов так считают только 36,9%.

Опрошенные редко сообщают о получении какой-либо подготовки для адаптации к переходу и имеют слабое представление о том, что он будет означать для них лично. Это связано с характером освещения темы в СМИ. Анализ материалов по климату в пяти провинциальных СМИ показал, что основное внимание уделяется политическим нарративам высокого уровня, а не тому, как обычные люди могут реагировать на переход. Интервью с местными жителями также показали, что те, кто связан с угольной промышленностью, не считают переход достаточно справедливым в настоящее время и не чувствуют себя адекватно информированными. Опрос сотрудников крупных угольных компаний выявил, что рядовые сотрудники имеют мало возможностей узнать о прогрессе своего работодателя в области декарбонизации. Например, данные об интенсивности выбросов углерода им недоступны. При отсутствии базовой информации о переходе у людей мало возможностей для участия в разработке и реализации политики.

Некоторые опрошенные сотрудники крупных государственных предприятий отмечают, что устали от лозунгов о переходе. Они годами слышат о «реформе госпредприятий», «городах с истощенными ресурсами», «переходе для бывших горнодобывающих районов» и «переходе для городского развития», но не видят заметного влияния на свою жизнь, что вызывает у них отстраненность.

Данные также показывают сильное желание общественности Шаньси видеть справедливый, честный и открытый переход. Это особенно касается работников угольной промышленности и членов их семей: более 70% из них согласны или полностью согласны с важностью каждого аспекта переходной работы. Это включает консультации со сторонами, затронутыми переходом; справедливое распределение последствий перехода; компенсацию за прошлый ущерб; признание и уважение различных потребностей общества. Молодежь до 25 лет, группа с наилучшим пониманием климатических проблем, особенно заинтересована в справедливом переходе. Они считают наиболее важными открытость и прозрачность во время перехода, например, при оценке предложений по компенсации, занятости и реструктуризации промышленности. За этим следуют приоритет занятости над прибылью и обеспечение того, чтобы все разделяли выгоды от развития возобновляемых источников энергии.

Это означает, что правительство должно обеспечить максимально справедливый низкоуглеродный переход на практике и поддерживать высокую степень прозрачности при разработке политики, особенно на этапе ее реализации. Для сохранения высокой общественной поддержки правительству также необходимо обеспечить участие общественности, так как это повысит восприятие справедливости процесса.

Поддержка «двойных углеродных целей» со стороны общественности существует при условии, что люди не пострадают лично. Исследование показало, что многие не понимают внутренней связи между изменением климата и энергетическим переходом, а также того, как это повлияет на них. Политикам необходимо это учитывать. Когда последствия «двойных углеродных целей» станут ощутимыми, поддержка политики может снизиться. Возможно также, что переход в Шаньси приведет к социальному недовольству из-за потенциальной потери рабочих мест и других причин, что повлияет на общий прогресс Китая.

Угольная промышленность Шаньси обеспечивает работой почти миллион человек, и еще многие заняты в смежных отраслях. Если эти работники не будут полностью поддерживать переход, это негативно скажется на национальном энергетическом переходе и низкоуглеродном развитии. В частности, наблюдается низкий уровень уверенности в доступности альтернативных, подходящих рабочих мест. Наряду с этим существует сильный запрос на справедливый, честный и открытый переход. Политика перехода должна учитывать эти факторы.

Чтобы сохранить долгосрочную поддержку энергетического перехода, который может нанести ущерб интересам некоторых людей, необходимы следующие меры. Во-первых, требуется усиление коммуникации и просвещения по вопросам энергетического перехода. Политикам нужно помочь общественности понять не только общую терминологию, но и необходимость перехода, его долгосрочные выгоды и реальные проблемы. Во-вторых, политические рамки должны быть ориентированы на справедливость, а проблемы общественности должны быть услышаны. Это означает не только равномерное распределение выгод, но и учет особых потребностей работников угольной промышленности, групп с низкими доходами и жителей отдаленных районов. Политика должна быть разработана так, чтобы ставить на первое место рабочие места и обеспечение средств к существованию для местных жителей, а не только общий региональный и экономический рост.

Одновременно следует использовать такие меры, как профессиональное обучение и поддержка занятости, чтобы помочь затронутым работникам и сообществам. В частности, необходимо мобилизовать местные сообщества для просвещения и наращивания потенциала в связи с переходом, чтобы способствовать подлинному участию общественности. Наконец, следует уделить приоритетное внимание компенсационным механизмам и перераспределить выгоды между регионами с различными энергетическими специализациями. «Старые» энергетические регионы, такие как Шаньси, где доминирует уголь, не должны чрезмерно страдать во время перехода к «новой», возобновляемой энергетике, особенно по сравнению с регионами, уже извлекающими выгоду из развития возобновляемых источников энергии, такими как прибрежные провинции.

Признаки действий в этом направлении уже видны в Шаньси. В 2024 году официальный аккаунт правительства провинции в WeChat опубликовал глоссарий из 36 ключевых терминов, упомянутых в отчете о работе правительства за год. Первым в списке был термин «справедливый переход». Это хорошее начало. Разумная и поэтапная политика энергетического перехода позволит общественности участвовать в процессе и повысит восприятие его обоснованности, легитимности и справедливости. Это будет иметь жизненно важное значение для прогресса в достижении «двойных углеродных целей» как в Шаньси, так и в масштабах всей страны.

 

Мария Воронова

«Сила чистой энергии — в ее доступности и демократичности; солнце светит для всех, и ветер дует для каждого».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours