На фоне небоскребов Нью-Йорка и в прямой видимости от статуи Свободы начались работы по реализации знакового проекта в сфере возобновляемой энергетики. Первое судно под американским флагом, предназначенное для прокладки подводных кабелей от морских ветрогенераторов к береговой электросети, приступило к своей миссии. Эта баржа – символ технологического прорыва и одновременно горькое напоминание о туманных перспективах отрасли.
Девяностометровая баржа Marmac 306, построенная в Луизиане норвежской компанией Nexans SA и управляемая американской Crowley Maritime Corp., роет траншею для кабелей проекта Empire Wind 1. Этот амбициозный проект стоимостью 5 миллиардов долларов, реализуемый Equinor ASA, должен обеспечить электроэнергией более полумиллиона домов в Бруклине. Создание судна внутри страны – ключевой момент, позволяющий ему работать в прибрежных водах США, где деятельность иностранных судов ограничена законом. Это именно тот флот, который необходим Америке для перехода на чистую энергию.
Однако к моменту прибытия Marmac 306 в гавань Нью-Йорка ситуация в секторе морской ветроэнергетики резко ухудшилась. За последние годы застройщики столкнулись с резким ростом затрат из-за последствий пандемии и повышения процентных ставок, что привело к отмене проектов и многомиллиардным списаниям. Политическая обстановка также внесла свою лепту: новая администрация Белого дома инициировала отмену налоговых льгот, на которые опиралась отрасль. Прогнозы BloombergNEF по вводу новых морских ветряных мощностей в США упали на 56%.
Несмотря на это, работа на проекте, который соединит первую морскую ветроэлектростанцию напрямую с мегаполисом, продолжается. «Этот кабель – огромный шаг в возобновляемой энергетике», – отмечает Кэтрин Тейдж, морской инженер проекта в Nexans. Процесс строительства был непростым: стандартную баржу, аналогичную тем, что SpaceX использует для возвращения своих ракет, за год оснастили кранами, лебедками и специальным вертикальным инжектором – массивным устройством, которое под водой вымывает траншею глубиной до 4,5 метров с помощью мощных струй воды.
Работа идет медленно, со скоростью не более 6 метров в минуту, а на борту в каждую 12-часовую смену трудится команда из 40 специалистов. В то время как сама ветряная ферма Empire Wind расположена в 25–50 километрах от побережья Лонг-Айленда, Marmac 306 проложит кабель лишь до района Кони-Айленд, после чего эстафету примут другие суда для работы на большей глубине.
Мрачные прогнозы подтверждаются действиями самих компаний. Equinor недавно списала 955 миллионов долларов убытков по проекту Empire Wind, ссылаясь на изменения в законодательстве США и низкую вероятность реализации второй очереди ветропарка. Финансовый директор компании Торгрим Рейтан в интервью Bloomberg TV заявил, что существует «очень малая вероятность» развития новых проектов морской ветроэнергетики в США в «обозримом будущем».
Это оставляет Marmac 306 и другие специализированные суда, такие как 144-метровый Charybdis компании Dominion Energy Inc., с гораздо меньшим объемом работы, чем планировалось. После завершения текущих задач им придется искать новые контракты. Nexans рассматривает возможность использования Marmac 306 для транспортировки кабелей или даже перепрофилирования для обслуживания нефтегазовых платформ или отправки в Европу. А пока, на фоне неопределенности, команда продолжает свою кропотливую работу, а Кэтрин Тейдж, выпускница морского колледжа в Бронксе, в перерывах смотрит на знакомый горизонт: «Приятно работать у себя дома. Этот вид успокаивает, когда выдался тяжелый день».
+ There are no comments
Add yours