Новое правительство ФРГ ставит под сомнение климатические цели

В Германии 9 апреля 2025 года новое коалиционное правительство, сформированное блоком Христианско-демократического и Христианско-социального союзов (CDU/CSU) и Социал-демократической партией Германии (SPD), согласовало коалиционное соглашение, открывающее путь к вступлению в должность в мае. Новым канцлером станет лидер CDU Фридрих Мерц, который в ходе предвыборной кампании давал понять, что защита климата не будет главным приоритетом его кабинета.

Представленные в соглашении меры по климату выглядят недостаточно амбициозными, а частичный пересмотр политики предыдущего правительства не стал сюрпризом. Однако, учитывая значительные финансовые ресурсы, ставшие доступными новому правительству благодаря изменениям в бюджетном законодательстве, активисты и эксперты в области энергетики ожидали гораздо более решительных шагов.

В некоторых областях новое правительство не сильно отклонилось от курса предыдущей левоцентристской коалиции. Климатические цели Германии закреплены в национальном законодательстве, а Европейский союз также устанавливает контрольные показатели, обязательные для всех стран-членов. Поэтому планируется дальнейшее расширение использования возобновляемых источников энергии и развитие необходимой для этого электросетевой инфраструктуры, включая воздушные линии электропередачи. Новые меры по обмену энергией и снабжению арендаторов позволят гражданам и сообществам активнее участвовать в энергетическом переходе, известном как Energiewende.

Германия сохранит приверженность ключевому климатическому инструменту Европы – системе торговли выбросами EU ETS. Этот механизм сыграл решающую роль в сокращении выбросов в Европе на 47% с 2005 года. Однако пока неясно, в какой степени новое правительство будет возвращать доходы от этой системы потребителям; ранее эти средства направлялись на климатические цели.

Наконец, запланирована долгожданная модернизация изношенной транспортной инфраструктуры Германии, в первую очередь железнодорожной системы. В документе, тем не менее, не уточняется точный объем финансирования этой задачи. Положительным моментом является сохранение до 2029 года так называемого «Германского билета» – месячного проездного за 58 евро на все виды местного транспорта.

Кроме того, правительство намерено снизить цены на электроэнергию как минимум на пять центов за киловатт-час за счет сокращения налога на электроэнергию до европейского минимума, уменьшения сетевых сборов и введения промышленной цены на электроэнергию. Эти меры, вероятно, понравятся немецким потребителям, но не сторонникам бюджетной экономии, и при этом не будут способствовать повышению энергоэффективности или снижению энергопотребления – скорее, наоборот.

Несмотря на видимость позитивных шагов, климатическое сообщество Германии выражает резкое недовольство. Экологи утверждают, что достижение климатических целей, прекращение использования двигателей внутреннего сгорания и отказ от угля будут отложены на годы. По их мнению, Германия почти наверняка не сможет выполнить свои климатические обязательства.

Берлинская неправительственная организация Environmental Action Germany (DUH) заявляет, что, несмотря на усугубляющийся климатический кризис, климатическая политика CDU/CSU и SPD отбрасывает Германию назад, во времена застоя при правлении Ангелы Меркель, особенно в секторах зданий и транспорта. Организация, ранее успешно использовавшая судебные запреты для принуждения немецких чиновников к действиям, сообщает о готовности применить те же методы и к новому правительству, если потребуется.

Барбара Метц из DUH говорит, что коалиция открыто заявляет о намерении реализовать Директиву ЕС по энергоэффективности зданий, предусматривающую полную декарбонизацию строительного фонда Европы к 2050 году, с минимально возможными амбициями. Она считает, что Германия все больше отстает от других европейских стран в вопросах климатической защиты в строительном секторе.

Метц имеет в виду так называемый Wärmewende, переход к чистому отоплению, то есть общенациональный отказ от отопления на ископаемом топливе. Предыдущее правительство пыталось ускорить этот переход с помощью амбициозных мер по продвижению тепловых насосов – высокоэффективных устройств с низким уровнем выбросов, использующих электричество для переноса тепла из воздуха или грунтовых вод. Идея, активно поддерживаемая партией «Зеленых», заключалась в переходе от ископаемого топлива к тепловым насосам. Однако после острых разногласий, способствовавших развалу трехпартийной коалиции, закон об отоплении был существенно смягчен, как и надежды на значительное изменение способов отопления зданий.

Новое правительство отвергает даже этот ослабленный закон и заявляет о намерении полностью отменить его, заменив другим, еще менее действенным вариантом. Метц продолжает, что в вопросе перехода на чистое отопление происходит худший сценарий. Она называет отмену закона об отоплении фатальной для защиты климата и доступности отопления. По ее словам, без четкого фокуса на энергоэффективности и экономии новая коалиция подрывает усилия по защите климата в строительном секторе.

Судя по всему, новое правительство делает ставку на строительство новых газовых электростанций. Планируется ввести до 20 ГВт мощностей газовых электростанций к 2030 году, что создаст основу для возможного внедрения технологий улавливания и хранения углерода (CCS). Коалиционное соглашение подробно описывает различные, пока не доказавшие свою эффективность и весьма дорогостоящие идеи по улавливанию выбросов, включая прямое улавливание из воздуха (DAC).

Движение Fridays for Future не скрывает своего возмущения. Активисты заявляют, что любой, кто сейчас масштабно расширяет и продвигает новую инфраструктуру ископаемого топлива, обеспечивает новую зависимость от него и укрепляет позиции автократов. Под «автократами» подразумеваются страны вроде России, которая до полномасштабного вторжения в Украину в 2022 году была основным поставщиком ископаемого газа в Германию.

Несмотря на планы по модернизации железнодорожной системы, новое правительство не исправляет многолетние ошибки в транспортной политике, из-за которых этот сектор является главным аутсайдером по сокращению выбросов в Германии. В очередной раз остается без изменений мера, которую эксперты считают очевидной для спасения жизней и сокращения выбросов: введение ограничения скорости 130 км/ч на немецких автобанах. Исследования Немецкого агентства по охране окружающей среды (UBA) показывают, что такое ограничение могло бы сократить выбросы углерода примерно на 1,9 миллиона тонн ежегодно. При этом согласованный в ЕС отказ от двигателей внутреннего сгорания к 2035 году формально пережил коалиционные переговоры, несмотря на «четкую приверженность» автомобильной промышленности и сохранению рабочих мест. Однако существует риск, что эта приверженность на практике может подорвать или отменить отказ от ископаемого топлива в автотранспорте.

Более того, значительная часть новых государственных заимствований Германии будет направлена на строительство новых и расширение существующих автомагистралей, что вряд ли будет способствовать сокращению использования автомобилей. Похоже, новые власти Германии ожидают увеличения автомобильного трафика.

В том же духе возвращается и ежегодная субсидия на сельскохозяйственный дизель в размере 450 миллионов евро – уступка немецким фермерам, которые несколько лет назад протестовали против ее отмены. Для целей сокращения выбросов это еще один шаг назад.

Список разумных мер, способных содействовать климатической нейтральности и принести пользу обществу, длинен и в основном хорошо известен. Одним из самых очевидных является налог на сверхбогатство – на тех, кто несет наибольшую ответственность за климатический кризис. Однако при правительстве с участием ориентированного на бизнес и дружественного к состоятельным слоям населения блока CDU/CSU такой шаг был маловероятен.

 

Айнур Бекенова

«Мы научились черпать энергию из недр Земли, теперь пришло время мудрости — поднять глаза к солнцу и довериться силе ветра».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours