Сможет ли Индия стать лидером в производстве зеленого водорода?

Принятие в январе 2023 года Национальной миссии по зеленому водороду (National Green Hydrogen Mission, NHGM) стало катализатором для развития соответствующей отрасли в Индии. Об этом говорится в новой аналитической записке Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA). Программа NHGM подкреплена бюджетом в 197 миллиардов индийских рупий (2,2 миллиарда долларов США) и нацелена на производство пяти миллионов метрических тонн зеленого водорода в год к 2030 году.

Зеленый водород, будучи чистым и универсальным видом топлива, а также химическим сырьем, обладает потенциалом для декарбонизации отраслей, которые трудно поддаются сокращению выбросов. Речь идет о таких секторах, как производство удобрений, морские перевозки и авиация. Этот вид топлива может стать основой для новых устойчивых технологий и производственных циклов.

Согласно данным, приведенным в аналитической записке, в Индии на разных стадиях разработки находится 158 проектов по производству зеленого водорода. Около 94 процентов от общей заявленной мощности – примерно 11,2 миллиона тонн в год – находятся на этапе анонсирования, детали по ним еще прорабатываются. При этом лишь 0,1 процента мощностей (9 770 тонн в год) находятся в стадии строительства, а 2,8 процента (0,3 миллиона тонн в год) уже введены в эксплуатацию.

«Хотя заявленная мощность почти в 2,4 раза превышает правительственную цель, что отражает высокий интерес инвесторов к индийской водородной программе, существуют опасения относительно того, какая часть этих мощностей будет в итоге реализована, – отметил Чарит Конда, эксперт в области энергетики IEEFA и один из авторов отчета. – Это связано с проблемами внедрения и потребления нового вида топлива».

Несмотря на то, что зеленый водород является перспективным топливом для декарбонизации целого ряда секторов, отрасль сталкивается с трудностями во многих странах мира. Основными препятствиями остаются высокая стоимость производства и неопределенность спроса. Кроме того, разработку зеленого водорода как глобального торгуемого товара затрудняют меняющиеся в разных странах определения того, что именно считать «зеленым» или низкоуглеродным водородом.

Способность зеленого водорода служить универсальным топливом и инструментом декарбонизации также зависит от развития соответствующей инфраструктуры. Сюда входят сети передачи и распределения электроэнергии, производственные электролизеры, резервуары для хранения и трубопроводы. «В Индии проще передавать электроэнергию, а не водород, учитывая, что в стране уже существует хорошо развитая сеть электропередач», – добавил господин Конда.

По отраслевым оценкам, к 2030 году общий спрос на водород в Индии может достичь 15–20 миллионов метрических тонн в год. С учетом правительственной цели по производству 5 миллионов тонн зеленого водорода в год, за его счет можно будет покрыть примерно 25–33 процента этой потребности. Прогнозы также показывают, что спрос на зеленый водород может быть увеличен до 4,08–6,57 миллиона тонн в год при наличии надежной государственной политики, которая откроет новые возможности для его применения в сталелитейной промышленности, на транспорте, в химической отрасли и для экспорта.

«Ожидается, что спрос на зеленый водород и его производные будет формироваться из трех источников: замещение существующего «серого» водорода, новые применения в трудно поддающихся декарбонизации секторах и экспорт», – заявила Кайра Рахеджа, аналитик в сфере энергетики IEEFA и соавтор записки. По оценкам правительства, полная замена «серого» водорода, который в настоящее время используется в нефтепереработке и производстве удобрений, может создать спрос в размере 5 миллионов тонн в год.

В отчете также предлагается разработать глобально признанную систему учета выбросов для содействия международной торговле водородом. Предложенный Международным энергетическим агентством «паспорт водородного продукта» с данными об интенсивности выбросов мог бы обеспечить совместимость стандартов и прозрачность на рынке. На внутреннем уровне создание устойчивого спроса может быть достигнуто через введение обязательств по закупке водорода, которые потребуют от промышленных предприятий получать часть своей энергии из зеленых источников. Развитие водородных хабов, где производство, хранение и конечное использование сосредоточены в одном месте, может ускорить внедрение, сократить затраты и позволить совместно использовать инфраструктуру.

«Хотя политические стимулы и цели по декарбонизации, вероятно, будут стимулировать спрос на зеленый водород, его устойчивое формирование в долгосрочной перспективе потребует глобального сотрудничества и конкретных шагов по внедрению зеленого водорода внутри страны», – заключил Чарит Конда.

Алихан Ташенов

«Переход на чистую энергию — это самый масштабный проект нашего поколения, возможность оставить после себя мир, полный света, а не тени».

Энергетика событий