Энергопереход ЕС: между амбициями, реальностью и политикой

Европейский союз некогда с энтузиазмом провозгласил курс на будущее, основанное на возобновляемых источниках энергии, закрепив его в амбициозной программе European Green Deal в 2019 году. Цель была ясна: к 2050 году континент должен был полностью перейти на чистую энергию и избавиться от выбросов, разрушающих климат. Однако спустя пять лет первоначальный оптимизм начал угасать под давлением геополитических и внутренних вызовов. Полномасштабное вторжение России в Украину в 2022 году вызвало хаос на энергетических рынках, обнажив зависимость блока от ископаемого топлива и сместив фокус на немедленное обеспечение энергетической безопасности, а также на экономические и оборонные приоритеты.

Этот сдвиг усугубился политическими изменениями в 2024 году, когда на выборах значительно усилили свои позиции ультраправые и консервативные партии. Многие из этих политических сил выражают намерение пересмотреть или даже отменить экологические нормы в пользу так называемой «конкурентоспособности» и «дерегуляции». Примером такого отката стало недавнее решение ЕС отложить введение знакового Регламента по борьбе с обезлесением после давления со стороны промышленных лобби. Группы, такие как Европейские консерваторы и реформисты и недавно сформированная Patriots for Europe, открыто заявляют о планах ослабить или демонтировать ключевые элементы European Green Deal. На фоне растущей политической оппозиции будущее чистого энергетического перехода Европы становится все более неопределенным.

Несмотря на политическое противодействие, переход ЕС к чистой энергии продолжает продвигаться, по крайней мере, на уровне общеевропейских показателей. В 2024 году почти половина электроэнергии в блоке была произведена из возобновляемых источников, что является значительным скачком по сравнению с 34% в 2019 году. Это свидетельствует о структурных изменениях в энергетике. Использование ископаемого топлива резко сокращается: доля угля, когда-то основы европейской энергосистемы, упала ниже 10% – это самый низкий показатель за десятилетия. Важным символическим моментом стало то, что производство солнечной энергии впервые в истории превысило угольную генерацию.

Ветроэнергетика сохранила свои позиции второго по величине источника энергии после атомной, продолжая опережать природный газ. Производство электроэнергии на газе в Европе сокращается уже пятый год подряд, несмотря на рост общего спроса на энергию и увеличение экспорта электроэнергии из ЕС в такие страны, как Украина и Великобритания. Таким образом, зависимость от ископаемого топлива продолжает снижаться на общеевропейском уровне. Однако, несмотря на эти впечатляющие общие достижения, темпы прогресса на национальном уровне остаются крайне неравномерными.

Энергетический переход ЕС – это не абстрактная политическая дискуссия, а реальный процесс, по-разному разворачивающийся в каждой стране-члене. Некоторые государства активно внедряют амбициозные политики и ускоряют переход к возобновляемым источникам энергии. Другие же относятся к этому процессу как к неудобной обязанности, затягивая выполнение обязательств или незаметно снижая свои целевые показатели. Ключевым инструментом для оценки прогресса являются Национальные энергетические и климатические планы (NECP), которые каждая страна обязана представлять по закону. В этих планах должны быть изложены конкретные шаги по увеличению доли ВИЭ, сокращению выбросов и повышению энергоэффективности.

Качество NECP служит индикатором серьезности намерений страны. Сильный план подкреплен четкими политиками и инвестициями, тогда как слабый или отсутствующий план является тревожным сигналом о том, что страна тормозит или откатывается назад в климатической политике. В настоящее время наблюдается значительный разброс: одни страны уверенно идут вперед, другие отстают или вовсе не выполняют свои обязательства по планированию.

Некоторые страны не просто выполняют целевые показатели ЕС, но и превосходят их. Дания, Испания и Нидерланды демонстрируют заметный прогресс в расширении ветровой и солнечной энергетики, устанавливая амбициозные цели, которые порой превышают требования ЕС. Испания, например, обязалась достичь доли возобновляемой энергии, на 10 процентных пунктов превышающей цель ЕС, значительно нарастив мощности солнечной и ветровой генерации. Дания, давно сделавшая ставку на ВИЭ, по прогнозам, перевыполнит свои национальные цели благодаря продолжающемуся развитию ветроэнергетики. Нидерланды, ранее отставая, активизировали усилия по развитию морских ветропарков и поэтапному отказу от угля, хотя и сталкиваются с проблемами перегрузки сетей.

Однако не все движутся в правильном направлении. Такие страны, как Франция, позиционирующая себя как климатический лидер, и Швеция, долгое время бывшая в авангарде использования ВИЭ, незаметно отстают. Их последние NECP показывают недостаточные цели по возобновляемым источникам, ставя под сомнение их способность достичь общеевропейских климатических задач. Обновленный план Франции содержит цель по ВИЭ, которая на 10 процентных пунктов ниже требуемой по законодательству ЕС, что является одним из самых больших дефицитов среди стран-членов. Правительство Франции традиционно отдает приоритет своей атомной промышленности перед ВИЭ, и нежелание быстро наращивать ветровую и солнечную энергетику теперь выбивает страну из общего ритма ЕС.

Возможно, самым неожиданным аутсайдером является Швеция. В отличие от Франции, Швеция в своем последнем NECP не просто занизила цель по ВИЭ, а вообще не представила ее. Для страны, исторически считавшейся лидером в области климата, отсутствие четких обязательств по расширению ветровой и солнечной энергетики стало заметным упущением, затрудняющим оценку ее долгосрочных климатических перспектив.

Проблемы с NECP не ограничиваются слабыми обязательствами – многие страны не смогли представить их вовремя. Несмотря на установленный законом крайний срок 30 июня 2024 года, к середине октября 2024 года свои окончательные обновленные планы представили только 11 из 27 стран ЕС. В ноябре 2024 года Европейская комиссия призвала остальные страны ускорить подачу планов. К февралю 2025 года число представленных планов увеличилось до 22, но несколько стран все еще не уложились в срок или подали неполные документы. Задержки и снижение приоритетности этих планов ставят под вопрос эффективность текущей системы управления ЕС в обеспечении соблюдения климатических целей и указывают на то, что национальные политические сдвиги могут подрывать коллективный прогресс.

Недостаточная амбициозность ряда NECP вызвала резкую критику. Коалиция экологических НПО подала судебные иски против Франции, Германии, Ирландии, Италии и Швеции, утверждая, что их слабые или неполные планы нарушают климатическое законодательство ЕС. Иски основаны на нескольких недостатках: планы не только не соответствуют юридически обязывающим целям по ВИЭ, но и не обеспечивают прозрачности в отношении субсидий на ископаемое топливо. Кроме того, НПО утверждают, что эти страны не смогли должным образом вовлечь общественность в процесс принятия решений, что является ключевым требованием рамочного законодательства ЕС по управлению.

Энергетические аналитики также выражают обеспокоенность, предупреждая, что правительства не успевают за развитием рынка. Аналитический центр Ember Energy прямо заявляет, что рынки возобновляемой энергии продвинулись вперед, но правительства – нет. Частный сектор уже инвестирует в ветровую и солнечную энергетику рекордными темпами, и новые мощности продолжают расти по всему ЕС. Однако без сильной государственной политики, модернизации инфраструктуры и расширения сетей этот импульс может оказаться недостаточным для достижения климатических целей ЕС на 2030 и 2050 годы. Многие правительства еще не привели свои политические рамки в соответствие с темпами частных инвестиций, что вызывает опасения по поводу возможных «узких мест» в разрешительных процедурах, финансировании и модернизации сетей, способных замедлить энергопереход именно тогда, когда он должен ускориться.

В настоящее время энергетический переход ЕС находится на распутье. Статистика показывает рекордно высокие показатели для ВИЭ и рекордно низкие для ископаемого топлива, но политическая реальность сложнее. Переход происходит, но его темпы зависят от того, будут ли правительства способствовать его ускорению или допустят замедление. Для дальнейшего роста возобновляемой энергетики необходимы действия правительств, выходящие за рамки рыночных сил. Усиление NECP – критически важный первый шаг, обеспечивающий их соответствие юридически обязывающим целям ЕС. Но одной политики недостаточно – правительствам необходимо также сбалансировать экономические, экологические и социальные интересы.

Останется ли Европа на пути к зеленому будущему или начнет отступать, зависит от политических решений, принимаемых сегодня. Технологии готовы, рынок движется вперед, но без четкого лидерства, государственных инвестиций и инклюзивного подхода прогресс может застопориться. Ближайшие годы станут решающими: сможет ли Европейская комиссия обеспечить соблюдение правил, окажет ли гражданское общество давление на правительства для повышения амбиций, или политические силы, выступающие против European Green Deal, сумеют затормозить прогресс? Ясно одно: возобновляемая энергетика не замедляется, но климатическая политика может стать ее тормозом.

 

Айнур Бекенова

«Мы научились черпать энергию из недр Земли, теперь пришло время мудрости — поднять глаза к солнцу и довериться силе ветра».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours