США проигрывают Китаю в гонке электромобилей из-за смены курса

Политика Дональда Трампа, направленная на сворачивание поддержки производства и покупки электромобилей, грозит отбросить США на годы назад и превратить страну в аутсайдера на этом стремительно растущем рынке. К такому выводу пришли аналитики агентства BloombergNEF, которые впервые в своей практике понизили как краткосрочные, так и долгосрочные прогнозы по продажам электротранспорта. Основной причиной пересмотра стало ожидаемое изменение курса в американской политике.

Согласно новому отчету, из-за сворачивания программ поддержки в США мировой рынок недосчитается около 14 миллионов проданных электромобилей к 2030 году. Аналитики прогнозируют, что по темпам внедрения электротранспорта Соединенные Штаты будут отставать не только от Китая и Европы, но и от среднемировых показателей вплоть до 2040 года. Глобальные продажи электромобилей продолжают расти, однако ситуация в разных странах становится все более неоднородной. В то время как на Китай, благодаря мощной государственной поддержке, в этом году придется почти две трети от мировых продаж, в США «все ключевые инициативы по поддержке электромобилей находятся под угрозой отмены».

Прогноз BloombergNEF строится на предположении, что после возвращения Дональда Трампа в Белый дом национальные стандарты топливной экономичности и выбросов будут ослаблены до уровня его первого президентского срока. Кроме того, ожидается, что федеральная налоговая льгота для покупателей в размере до 7500 долларов для большинства моделей электрокаров прекратит свое действие уже после этого года. Существует и дополнительный риск для рынка, связанный с возможной отменой права отдельных штатов, таких как Калифорния, устанавливать собственные, более строгие экологические нормы. Коалиция штатов во главе с Калифорнией уже подала иск, оспаривая попытку федерального правительства лишить их этих полномочий.

Отмена этого права будет иметь «катастрофические последствия» для продаж электромобилей не только в Калифорнии, которая является крупнейшим рынком в стране, но и во всех Соединенных Штатах в целом. Одновременное устранение стимулов как для производителей, так и для потребителей способно резко обрушить спрос на американском рынке.

На этом фоне особенно заметен контраст с Китаем, который продолжает наращивать темпы перехода на электротранспорт. Успех Китая объясняется простой экономикой: это единственный крупный рынок, где электромобили в среднем уже дешевле сопоставимых по классу автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Спрос дополнительно стимулируется государственными субсидиями, поощряющими обмен старых машин на новые электрокары и гибриды. Аналитики предсказывают, что уже в следующем году китайский рынок электромобилей по своему объему превысит весь автомобильный рынок США.

Китай стремительно превращается в мировую производственную державу в сфере электромобилей. По оценкам BloombergNEF, в прошлом году на долю страны пришлось почти 70% всего мирового производства электротранспорта. Это доминирование на рынке и в цепочках поставок аккумуляторов стало причиной роста торговой напряженности. В ответ на экспансию китайских производителей Европейский союз ввел заградительные пошлины на импорт электромобилей из КНР сроком на пять лет. Размер пошлин варьируется от 7,8% для Tesla до 35% для SAIC Motor Corp., владеющей брендом MG.

Впрочем, не только США демонстрируют откат от «зеленой» повестки. Политики по всему миру сталкиваются с противоречием между экологическими целями и другими приоритетами, в результате чего многие автопроизводители, включая Toyota, Ford, Mercedes-Benz и Volvo, уже скорректировали или без лишнего шума отложили свои ранее анонсированные амбициозные планы по переходу на электротягу. Евросоюз также смягчил свои требования к выбросам CO2, позволив автоконцернам избежать штрафов в этом году и достигать целевых показателей более плавно. В результате этих изменений BloombergNEF сократил свой прогноз продаж электромобилей в Европе на 2,6 миллиона единиц на период до 2027 года.

Единственным ярким пятном на западном рынке остается Великобритания. Выйдя из состава ЕС, страна сохранила относительную открытость для китайского импорта и стала ведущим рынком электромобилей после Китая. Ожидается, что уже в следующем году доля подключаемых к сети автомобилей достигнет 40% от всех продаж на британском рынке.

 

Алихан Ташенов

«Переход на чистую энергию — это самый масштабный проект нашего поколения, возможность оставить после себя мир, полный света, а не тени».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours