В Европе разработали технологию для быстрой заправки водородных грузовиков



Переход Европы к углеродно-нейтральной экономике требует развития чистой и надежной водородной инфраструктуры, способной обслуживать тяжелый транспорт. Проект H2REF-DEMO направлен на решение этой задачи путем создания экономически эффективных и надежных систем заправки для грузовых автомобилей на топливных элементах, которые являются одним из ключевых источников вредных выбросов в транспортной отрасли.

В 2026 году во Франции планируется демонстрация и тестирование полномасштабного прототипа новой заправочной станции. Испытания будут проходить на специальном объекте компании HRS в Шампанье, где система в течение 500 часов будет заправлять тяжелые грузовики в реальных условиях эксплуатации. Этот этап станет решающим для перехода от лабораторных инноваций к коммерческому внедрению технологии. Цель – достичь скорости заправки 150 кг водорода в час при рекордно низком энергопотреблении, менее 3,5 кВт⋅ч на килограмм топлива.

В основе системы лежит инновационная технология гидравлического сжатия. Вместо традиционных механических компрессоров используется система на базе гидропневмоаккумуляторов с эластичным разделителем. Такой подход обеспечивает более высокую надежность, производительность и энергоэффективность – ключевые параметры для обслуживания большегрузного транспорта. Инновация «прямой заправки» уже была отмечена программой Innovation Radar Европейской комиссии как имеющая высокий рыночный потенциал.

Для моделирования производительности и оптимизации всех процессов еще до создания физического оборудования команда проекта разработала «цифрового двойника». Эта виртуальная модель позволяет точно рассчитать размеры компонентов системы и в реальном времени настраивать такие параметры, как скорость потока, температура и потери давления, чтобы добиться максимальной эффективности и безопасности.

Особое внимание в проекте уделяется экологичности и долговечности материалов. Инженеры разрабатывают новые эластомерные составы, в частности из эпихлоргидринового и гидрированного бутадиен-нитрильного каучука, чтобы заменить материалы на основе PFAS, использование которых ограничивается новыми правилами ЕС. Для повышения безопасности компании FABER и HYDAC создали усовершенствованные корпуса аккумуляторов, сочетающие стальную гильзу с армированием из углеродного волокна. Конструкция успешно прошла испытания на разрыв и усталость, выдержав более 50 000 циклов нагрузки.

Проект H2REF-DEMO является результатом совместных усилий консорциума из семи партнеров из трех стран ЕС, каждый из которых вносит свой уникальный вклад. Координатором выступает французский технический центр CETIM, а в разработке участвуют ведущие компании в области гидравлики, сосудов высокого давления и системного моделирования.

После успешного подтверждения эффективности технология H2REF-DEMO обещает снизить энергопотребление, эксплуатационные расходы и затраты на техническое обслуживание водородных заправочных станций. Модульная архитектура позволит развертывать такие системы в самых разных местах – от городских автобусных парков до грузовых коридоров на автомагистралях, способствуя достижению европейских климатических целей. Таким образом, проект не просто совершенствует технологию, но и закладывает основу для более чистого и энергетически независимого будущего европейского транспорта.

Алихан Ташенов

«Переход на чистую энергию — это самый масштабный проект нашего поколения, возможность оставить после себя мир, полный света, а не тени».

Энергетика событий