Автоспорт, известный своими ослепительными, жадными до бензина болидами, мчащимися по извилистым трассам, долгое время не ассоциировался с экологичностью. Однако Формула 1, «королева автоспорта», меняет это представление. С 2018 года углеродные выбросы чемпионата мира сократились на 26%, а к концу сезона 2024 года углеродный след уменьшился с 228 793 до 168 720 тонн эквивалента диоксида углерода.
Организаторы гоночной серии заявили, что уже на полпути к достижению своей цели по сокращению выбросов как минимум на 50% в рамках стратегии «чистый ноль к 2030 году». Эллен Джонс, руководитель отдела по экологическим, социальным и управленческим вопросам F1, назвала это «ключевой вехой и кульминацией огромной работы». По ее словам, Формула 1 кардинально изменила подходы к работе с гоночными командами, промоутерами, а также с собственным руководством и регулирующими органами.
Основным фактором снижения стал многолетний переход на возобновляемые источники энергии. Инвестиции в экологичное авиационное топливо для перелетов и грузоперевозок, а также в другие альтернативные источники, включая солнечную энергию и биотопливо, внесли значительный вклад. Уже со следующего года Формула 1 планирует оснастить болиды новыми гибридными двигателями, работающими исключительно на передовом экологичном топливе. «Мы не просто меняем то, что делаем, мы меняем сами технологии», — подчеркнула Джонс.
Существенное сокращение выбросов зафиксировано по всем ключевым направлениям: на 59% на заводах и объектах, на 9% в логистике, на 12% в операционной деятельности на каждом этапе гонки и на 25% в сфере путешествий. Внедрение удаленных операций, например, в телевещании, позволило сократить количество персонала, которому необходимо лететь к месту проведения гонки, примерно на 140 человек каждый уик-энд. Оптимизация календаря, в частности перенос Гран-при Японии для согласования с другими гонками в Азиатско-Тихоокеанском регионе, также уменьшила углеродный след. В 2026 году Гран-при Монако будет перенесен, чтобы избежать дополнительного трансатлантического перелета.
Несмотря на успехи, Формула 1 сталкивается с критикой со стороны активистов, считающих спорт вредным для окружающей среды. В 2022 году демонстранты из группы Just Stop Oil сорвали Гран-при Великобритании, а строительство уличной трассы в Мадриде вызвало общественный резонанс. Тем не менее, организаторы подчеркивают, что их климатические обязательства соответствуют научным данным Межправительственной группы экспертов по изменению климата. Символично, что бразильский этап Формулы 1 в ноябре пройдет всего за несколько дней до Конференции ООН по изменению климата 2025 года, которая состоится в этой же южноамериканской стране.
+ There are no comments
Add yours