Морской ветер: курс ЕС на устойчивость и конкурентоспособность энергетики

Европа совершает фундаментальный переход от экономики, основанной на ископаемых источниках энергии, к экономике, опирающейся на возобновляемые ресурсы. Эта трансформация требует активной поддержки и укрепления секторов возобновляемой энергетики, морской индустрии, экономики замкнутого цикла и производства «зеленой» стали. Принципы справедливого и конкурентоспособного «зеленого» перехода, которые станут центральной темой Европейской недели устойчивой энергетики EUSEW 2025, находят полное отражение в стратегии развития европейской морской ветроэнергетики.

Недавнее ежегодное мероприятие WindEurope Annual Event 2025 в Копенгагене также подчеркнуло необходимость масштабирования отрасли, электрификации и обеспечения бесперебойных поставок, чтобы ветроэнергетика заняла центральное место в повышении конкурентоспособности Европы. В ходе конференции представители морской ветроэнергетической индустрии совместно предложили европейским правительствам новый пакт Offshore Wind Deal, нацеленный на достижение амбициозных европейских планов по расширению. Устойчивость и стабильность развития требуют тесного взаимодействия бизнеса и политических кругов для успешного преодоления вызовов текущей трансформации, где ключевыми факторами становятся достаточные объемы производства и надежные пути расширения цепочек поставок.

Устойчивое развитие невозможно без обеспечения экономической и технологической устойчивости самой отрасли. На протяжении более двух десятилетий морская ветроэнергетика демонстрирует впечатляющий рост технологических компетенций, высокую адаптивность к изменяющимся условиям, значительный инновационный потенциал и эффективное взаимодействие с различными европейскими отраслями промышленности.

К настоящему времени достигнуто значительное снижение приведенной стоимости энергии, получаемой от морских ветровых электростанций, – большее, чем когда-либо удавалось добиться в секторе ископаемого топлива. Однако это значительное достижение обернулось постоянным ценовым давлением, которое оказывает негативное воздействие на финансовое здоровье сектора.

Декарбонизация самой морской ветроэнергетики является неотъемлемой частью ее индустриализации с самого начала. Ярким примером служит проект Nordlicht 1 и 2 в немецкой части Северного моря, где ожидается существенное сокращение выбросов CO2 при производстве стали, в частности, за счет использования стальных башен ветрогенераторов.

Равные условия конкуренции и общая конкурентоспособность сектора в последние годы неоднократно ставились под сомнение из-за рыночных искажений и сбоев. Примером может служить ситуация «обрыва производственной цепочки» (Fadenriss) в Германии, начавшаяся в 2016 году, когда были приостановлены тендеры на новые морские ветроэнергетические проекты, или недавняя приостановка строительства в США. В Германии это привело к банкротству многих компаний, потере ценного опыта и рабочих мест для тысяч специалистов, чей опыт также был утрачен для отрасли. В условиях текущей геополитической неопределенности, особенно в сфере энергоснабжения, устойчивость сектора приобретает критическое значение.

При наличии равных условий конкуренции и стабильного, предсказуемого плана развития ветроэнергетическая отрасль могла бы продемонстрировать значительно более высокие темпы роста и внести еще больший вклад в энергетическую безопасность и климатические цели Европы.

Важную роль в этом контексте играют законодательные инициативы, такие как Net Zero Industry Act. В соответствии с докладом Драги о конкурентоспособности ЕС и инициативой Clean Industrial Deal, европейская конкурентоспособность требует ускоренной реиндустриализации и трансформации энергоемких предприятий. Промышленная устойчивость и экологичность зависят от тесного сотрудничества бизнеса и властей, где усовершенствованные практики проведения тендеров могут продвигать европейские интересы в ветроэнергетике. Например, такой неценовой критерий, как углеродный след, должен применяться более чем в половине предстоящих тендеров на проекты возобновляемой энергетики. Это критически важно, поскольку может повысить надежность реализации проектов и одновременно улучшить рыночную готовность европейских отраслей возобновляемой энергетики, укрепляя тем самым общую конкурентоспособность Европы.

Каждый протяженный маршрут транспортировки компонентов увеличивает углеродный след проекта и снижает его общую добавленную стоимость, особенно в регионе его установки. Европейский союз инициировал процесс консультаций для укрепления отраслей с нулевым уровнем выбросов, который включает аукционы по возобновляемым источникам энергии и разработку имплементирующего законодательства по неценовым критериям отбора. Результаты этого процесса ожидаются участниками рынка с большим нетерпением.

Для достижения устойчивого энергетического перехода, который создаст реальную добавленную стоимость для европейской промышленности, нет альтернативы созданию устойчивой и одновременно отказоустойчивой внутренней европейской цепочки поставок для морской ветроэнергетики. Критерий углеродного следа в тендерах на морские ветроэнергетические проекты имеет решающее значение, если трансформация энергоемкой промышленности должна одновременно обеспечить защиту климата, энергетический суверенитет и промышленный рост. Без морской ветроэнергетики в Европе невозможно построить экономически эффективную и устойчивую энергетическую систему, способную противостоять будущим вызовам.

 

 

Дастан Темиров

«Внедряя возобновляемые источники, мы не просто решаем экологические проблемы — мы открываем двери в эру более справедливой и безопасной энергетики».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours