Над шоссе в бразильском Ирасемаполисе все еще возвышается трехконечная звезда Mercedes-Benz, но автомобильный завод под ней с 2021 года принадлежит китайскому автопроизводителю Great Wall Motors (GWM). Уже в этом месяце здесь начнется производство гибридных автомобилей Haval H6, что знаменует новую эру для промышленного сердца Бразилии – штата Сан-Паулу.
Этот завод – лишь один из примеров масштабных китайских инвестиций в секторы чистой энергетики Бразилии. Севернее, в штате Баия, крупнейший в мире производитель электромобилей BYD уже наладил выпуск на предприятии, ранее принадлежавшем Ford. Это первый легковой электромобиль, полностью собранный в стране. У BYD есть и другие активы в Бразилии: завод по сборке шасси для электробусов и солнечных модулей в Кампинасе, а также предприятие по производству литий-железо-фосфатных аккумуляторов в Манаусе. И GWM, и BYD начинают со сборки машин из китайских комплектующих, но цель – максимальная локализация. «Со следующего года мы начнем локализацию многих компонентов. Мы должны стать местной компанией, производить в Бразилии – не только чтобы пользоваться стимулами, но и чтобы экспортировать в регион», – отмечает Рикарду Бастос, директор GWM Brasil по институциональным вопросам.
Эти инвестиции идеально вписываются в программу «устойчивой» реиндустриализации президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы. Визит Лулы в Пекин в мае принес стране ряд знаковых соглашений: китайский производитель турбин Windey построит сборочный завод в Баие, Envision Energy вложит 1 миллиард долларов в комплекс по производству экологичного авиационного топлива, а автоконцерн GAC планирует заложить новый завод электромобилей к 2026 году. По словам Армандо Кастелара из Бразильского института экономики, правительство страны крайне заинтересовано в промышленной политике, поэтому китайские инвестиции в производство встречают благосклонно.
Энергетическое сотрудничество между странами имеет долгую историю, но его динамика кардинально изменилась. Если в 1990-х Китай обращался к Бразилии за инженерным опытом для плотины «Три ущелья», то к 2010-м он сам стал ключевым инвестором и поставщиком технологий. Китайская State Grid, крупнейшая в мире электросетевая компания, сыграла центральную роль в развитии бразильской энергосистемы, построив сверхдлинные линии электропередачи. Нефть и гидроэнергетика также стали столпами сотрудничества, но теперь фокус сместился на возобновляемые источники северо-востока страны.
Аналитики с воодушевлением смотрят на «зеленое» будущее Бразилии. Страна обладает колоссальным потенциалом для роста в ветровой, солнечной и биотопливной энергетике, а ее энергосистема уже на 90% состоит из низкоуглеродных источников. «Бразилия может стать мировым центром зеленой энергии, и, я думаю, Китай видит этот потенциал», – считает Паулу Фельдманн, профессор экономики Университета Сан-Паулу. Сам президент Лула пообещал стране «величайшую энергетическую революцию на Земле», а китайские руководители называют ветровые ресурсы Бразилии «непревзойденными».
Однако цели индустриализации и «зеленой» трансформации не всегда совпадают. Растущий импорт дешевых китайских технологий, особенно солнечных панелей и электромобилей, создает угрозу для местных производителей. Этот импорт ускоряет декарбонизацию, но эксперты опасаются, что Бразилия может закрепиться на периферии глобальной цепочки создания стоимости в сфере чистых технологий. «Проблема в том, что китайские компании, столкнувшись с перепроизводством на внутреннем рынке, заинтересованы в экспорте излишков или сборке автомобилей за границей с минимальной локализацией», – предупреждает Эдгар Барасса, эксперт по электронной мобильности.
В ответ на этот вызов правительство Бразилии применяет политику «кнута и пряника». С одной стороны – субсидированные кредиты на 54 миллиарда долларов и налоговые льготы для компаний, которые локализуют производство и инвестируют в НИОКР. С другой – поэтапное повышение импортных пошлин на электромобили (до 35% к 2026 году), солнечные панели и ветряные турбины. Пекин, в свою очередь, осознает напряженность, вызванную торговым дисбалансом со странами Глобального Юга, и, похоже, готов идти на уступки, инвестируя в местное производство, чтобы превратить Бразилию в плацдарм для экспорта по всей Латинской Америке.
Несмотря на оптимизм, успех не гарантирован. «Я настроен сдержанно оптимистично, но задача состоит в том, чтобы превратить меморандумы о взаимопонимании в реальные инвестиционные проекты», – говорит Барасса. Эксперты отмечают, что пока GWM серьезно подходит к выбору местных поставщиков, BYD, похоже, все еще «тестирует рынок», наводняя его импортом. Кроме того, локализация ключевых компонентов, таких как аккумуляторные ячейки, остается чрезвычайно сложной и дорогой задачей. Наибольший же риск, по мнению аналитиков, несет политическая неопределенность: все может измениться после всеобщих выборов 2026 года, что делает текущий курс правительства решающим, но, возможно, временным.
+ There are no comments
Add yours