От 35 до 72 миллионов человек в ЕС сталкиваются с энергетической бедностью. Эти проблемы уже сегодня имеют серьезные последствия с точки зрения общественного здравоохранения или производительности. За прошедшие годы ЕС разработал ряд политических инструментов для лучшей и всесторонней оценки этого явления. Об этом сообщает Marine Cornelis.
По данным Европейской комиссии (ЕК), от 8% до 16% населения ЕС сталкивается с энергетической бедностью (от 35 до 72 миллионов человек). Эти проблемы уже сегодня имеют серьезные последствия с точки зрения общественного здравоохранения, социальной сплоченности или производительности. Между тем, волны жары, наводнения и пожары показывают нам, что наиболее социально хрупкие элементы нашего общества в первую очередь страдают от потепления климата (МГЭИК, 2022). В то же время в ЕС отсутствует основа для оценки летнего аспекта энергетической бедности. Более того, не все страны ЕС сталкиваются с одинаковым уровнем энергетической бедности, и оценка зависит от используемых показателей. Например, на карте ниже видно, что более 20% населения не могут адекватно отапливать свой дом в Португалии, Болгарии, Греции, Литве. Это контрастирует с ситуацией, наблюдаемой в Швеции или Нидерландах, где количество выявленных домохозяйств намного меньше. Как можно объяснить эти различия? Как Европа может найти последовательные решения и ответы среди стран с таким разным опытом?
Исторический фон
Когда-то энергетическая бедность упускалась из виду, она стала центральным направлением европейской политической повестки дня. Европейская комиссия под давлением исследователей и гражданского общества приступила к решению этой проблемы в течение последнего десятилетия. Консенсус о его важности вырос примерно в 2015-2018 годах благодаря обсуждению Энергетического союза, стратегии доступной, безопасной и устойчивой энергетики (Бузаровский, Томсон и Корнелис, 2021).
Энергетический союз модернизировал нормативную базу ЕС по выбросам CO2, возобновляемым источникам энергии и защите потребителей. Параллельно ЕС запустил первую обсерваторию, посвященную энергетической бедности, наряду с различными пилотными проектами. Энергетическая бедность теперь понимается как неспособность позволить себе основные потребности в энергии из-за высоких затрат, низких доходов и неэффективного жилья. Законодательный пакет Энергетического союза ‘»Чистая энергия для All’», завершенный в 2019 году, требовал от государств-членов ЕС отслеживать уровень энергетической бедности и реализовывать целевые меры, такие как программы модернизации или специальные тарифы для уязвимых потребителей. Хотя в некоторых странах, таких как Франция, были такие инициативы, как Обсерватория по энергетической бедности, запущенная в 2010 году (Корнелис, 2021); для других этот подход был новым. Эти страны ранее рассматривали энергетическую бедность как второстепенную проблему, не связанную с энергетической политикой или рынками жилья. Пакет ‘»Чистая энергия для All’» теперь предоставляет ЕС инструменты для мониторинга национальной политики и установления целей по сокращению энергетической бедности (Bouzarovski et al. 2020).
Изменения с 2019 года
В 2019 году Европейская комиссия решила пойти дальше и предложила «Зеленый курс», чтобы сделать экономику устойчивой к экологическим и социальным чрезвычайным ситуациям. Тем временем на Францию обрушился кризис «Желтых жилетов», который показал, что экологический переход не может быть осуществлен без поддержки народа. Весной 2020 года, когда мир сильно пострадал от пандемии COVID-2019, Европейская комиссия увидела уникальную возможность сосредоточить свою программу восстановления экономики на преобразовании своей экономики вокруг зеленого и устойчивого развития и удовлетворении потребностей ее сравнительно богатых, но стареющее население. В последующие годы инструментализация Россией цен на газ в качестве инструмента войны подвергла домохозяйства ЕС резкому повышению цен на оптовых рынках электроэнергии и обнажила зависимость Европы от ископаемого газа.
Следовательно, вместо того, чтобы решать проблему энергетической бедности в противовес экологической трансформации наших экономик, Комиссия выработала идею подлинного и инклюзивного ‘справедливого перехода’, который исцеляет планету и людей, обеспечивая при этом безопасность и независимость. Это следует делать с помощью структурных решений: более высокооплачиваемых рабочих мест, качественного жилья, потребления меньшего количества энергии, которая также декарбонизируется, более доступных счетов за коммунальные услуги и большего физического комфорта. Европейский Союз стремится стать бесспорным лидером в решении проблемы изменения климата, сохраняя при этом благополучие своего населения.
Весной 2021 года ЕС установил обязательные долгосрочные климатические цели (сокращение чистых выбросов парниковых газов как минимум на 55% к 2030 году и климатическую нейтральность к 2050 году) посредством своего первого в истории Европейского закона о климате. Европа должна уделить приоритетное внимание энергоэффективности, чтобы сократить выбросы энергии и углерода, особенно в строительном и жилищном секторах, которые также являются важными социальными императивами. На здания приходится свыше трети выбросов CO2 и 40% энергопотребления ЕС. Если не считать 85% строительного фонда ЕС, который был построен до 2001 года, большинство зданий все равно будут стоять в 2050 году. Однако качество зданий ухудшается: текущий уровень модернизации отстает на уровне 1% в год. Таким образом, Европейский Союз стремится стимулировать приверженность и участие государств-членов ЕС и принял ряд мер, чтобы приблизить уровень производительности Юга к уровню производительности Северной Европы.
С осени 2020 года Европейская комиссия опубликовала Сообщение о волне обновления и рекомендации для государств-членов по решению проблемы энергетической бедности. Эти документы направлены на повышение надежной и последовательной приверженности всех заинтересованных сторон, начиная с национальных политических сил, энергетических и строительных компаний, банков и (социальных) организаций, работающих на земле.
Энергетическая бедность в пакете ‘Fit for 55’
Европейский Союз создал политические и бюджетные инструменты для стимулирования своей климатической политики и помощи наиболее уязвимым домохозяйствам — пакет ’Fit for 55’. Эта серия директив и постановлений включает меры, направленные на охват и сокращение расходов уязвимых и бедных энергией домохозяйств, в частности, пересмотр Директив по энергоэффективности (EED) и энергоэффективности зданий (EPBD). Существует также первое (неполное) официальное определение энергетической бедности: “‘энергетическая бедность’ означает отсутствие у домохозяйства доступа к основным энергетическим услугам, где такие услуги обеспечивают базовый уровень и достойный уровень жизни и здоровья, включая достаточное отопление, горячую воду, охлаждение, освещение и энергию для электроприборов, в соответствующем национальном контексте, существующая национальная социальная политика и другие соответствующие национальные политики, вызванные сочетанием факторов, включая, по крайней мере, недоступность, недостаточный располагаемый доход, высокие затраты энергии и poили энергоэффективность домов” (Статья 2 (52). ЕС также хочет расширить понимание уязвимости, чтобы более учитывать системную дискриминацию (например, “пол, пол, возраст, инвалидность, раса или этническое происхождение, сексуальная ориентация, религия или убеждения”).
Социальный климатический фонд
Европейская комиссия также предлагает направить часть средств своей системы торговли выбросами (ETS), собранных из дополнительных средств строительного и транспортного секторов, которые будут потрачены на действия по повышению энергоэффективности домохозяйств, находящихся в трудной ситуации, в Социальный климатический фонд (SCF).
Поскольку финансирование получено из 25% доходов ETS, по прогнозам, в период с 2025 по 2032 год оно составит — 72,2 миллиарда и потенциально достигнет €144,4 миллиарда при сопоставлении с государствами-членами, SCF стремится облегчить финансовое бремя, способствовать устойчивой мобильности и жилью, а также поддерживать структурные изменения, которые уменьшают зависимость от ископаемого топлива. Фонд, который должен вступить в силу в июне 2024 года, когда государства-члены должны будут представить Социальные климатические планы к середине 2025 года, представляет собой решающий шаг на пути к справедливому и инклюзивному энергетическому переходу. Однако Социальный климатический фонд уже вызвал гнев организаций по борьбе с энергетической бедностью, осудив сумму фонда как слишком низкую по сравнению с распределительным эффектом, который расширение СТВ может оказать на наиболее уязвимые группы населения. Эффективная и последовательная реализация и тщательные общественные консультации имеют решающее значение для построения структурных решений, обеспечивающих социально справедливый переход (Sunderland, 2024).
Перспективы
В целом политические дискуссии будут по-прежнему сложными, поскольку энергетическая бедность выходит за рамки традиционных прерогатив Европейского Союза. Энергетическая бедность напрямую влияет на социальную сферу и социальную политику государств-членов. Бедность и неравенство возросли из-за пандемии COVID-19 и кризиса стоимости жизни, в то время как глобальное потепление не замедлилось.
Ставки высоки –, и ЕС продемонстрировал важное лидерство. Примечательно, что даже структуры, ориентированные на конкурентоспособность, такие как Доклад Драги о будущем европейской конкурентоспособности (2024 г.), подчеркивают безотлагательность борьбы с энергетической бедностью. В докладе подчеркивается, что для поддержания конкурентоспособности Европы необходимо оказывать адресную поддержку домохозяйствам с низкими доходами, инвестировать в энергоэффективность и снижать конечные затраты на электроэнергию.
Недавнее назначение комиссара по жилищному строительству и энергетике знаменует собой значительный шаг, поскольку оно связывает воедино два политических аспекта. Тем не менее, этот подход должен выходить за рамки потребностей в зимнем отоплении, чтобы решить проблему энергетической бедности в летний сезон, которая становится все более критической с повышением температуры.
Все это отражает растущее признание того, что энергетическая бедность пересекается с вопросами здравоохранения, социальной справедливости и доступа к ресурсам, особенно для маргинализированных сообществ. Более широкие и детальные действия и координация необходимы для эффективной борьбы с энергетической бедностью в Европе. Признание этих сложностей и реализация комплексных, круглогодичных решений является ключом к обеспечению справедливого энергетического перехода. Это требует содержательных общественных консультаций, перекрестных исследований и адаптированной политики для решения различных реалий уязвимых групп населения в разные сезоны и регионы.
Взгляды и мнения в этой статье не обязательно отражают взгляды и мнения Фонда Генриха-Бёля Европейского Союза.
Эта статья впервые появилась на il.boell.org и был обновлен в ноябре 2024 года.
+ There are no comments
Add yours