Зеленый аммиак: сможет ли Китай стать лидером в производстве топлива будущего



Аммиак, известный в основном как сырье для производства азотных удобрений, может сыграть ключевую роль в борьбе с изменением климата. «Зеленый аммиак», производимый с помощью возобновляемых источников энергии, способен стать топливом с нулевым уровнем выбросов для судов и электростанций, а также эффективным способом транспортировки водорода. В отличие от чистого водорода, аммиак легче сжижается, что позволяет перевозить его в существующих цистернах и трубопроводах, а по прибытии – снова расщеплять на водород и азот.

Китай активно включается в гонку за лидерство в этой новой отрасли. Недавно в стране были запущены первые крупные коммерческие заводы по производству зеленого аммиака, что ознаменовало переход от пилотных проектов к промышленному масштабу. Так, в июле начал работу завод Envision Energy в Чифыне, Внутренняя Монголия, мощностью 320 000 тонн в год, а вскоре за ним последовал завод State Power Investments Corporation в Даане, провинция Цзилинь, на 180 000 тонн. Всего в Китае запланировано или строится почти 100 предприятий, совокупная мощность которых может достичь 20 миллионов тонн – это почти половина текущего мирового производства.

Основным препятствием для широкого распространения зеленого аммиака остается его высокая стоимость, которая в 1,2–2,1 раза превышает цену традиционного «коричневого» аммиака, производимого из угля. От 70% до 80% себестоимости приходится на электроэнергию, поэтому ключ к рентабельности – дешевая и стабильная «зеленая» генерация. Производители решают эту проблему, размещая заводы в регионах с богатыми ветровыми и солнечными ресурсами и создавая автономные системы с накопителями энергии, чтобы обеспечить бесперебойную работу.

Пока внутренний рынок Китая не готов платить надбавку за экологичность, спрос формируют зарубежные покупатели. Завод в Чифыне уже заключил контракт с японским конгломератом Marabeni, а предприятие в Цзилине имеет соглашения с компаниями из Европы, Японии и Кореи. Эти страны разрабатывают стратегии импорта, чтобы помочь своим отраслям, таким как судоходство и химическая промышленность, снизить углеродный след. Например, Япония приняла закон, который предусматривает 15-летние субсидии для покрытия разницы в цене между зеленым аммиаком и ископаемым топливом.

Несмотря на оптимистичные планы, будущее отрасли сопряжено с неопределенностью. По всему миру, включая Китай, многие проекты остаются на бумаге или отменяются из-за слабого спроса и роста затрат. Некоторые эксперты опасаются, что часть заявленных в КНР проектов – лишь способ для энергетических компаний получить разрешения на строительство объектов возобновляемой энергетики, а не реальные планы по производству аммиака. В ответ на это власти регионов, таких как Внутренняя Монголия, ужесточают контроль, угрожая аннулировать разрешения при отсутствии строительства.

Прорывным рынком для зеленого аммиака может стать судоходство, на долю которого приходится почти 3% мировых выбросов. Отрасль испытывает давление по переходу на альтернативные виды топлива, и аммиак технологически совместим с существующими судовыми двигателями. По мнению экспертов, массовое использование аммиака в качестве судового топлива способно запустить цепочку положительных изменений: снизить затраты, стандартизировать производственные процессы и наладить логистику. В конечном счете это сделает зеленый аммиак доступнее и для других секторов, включая сельское хозяйство.

Для полномасштабного коммерческого успеха технологии, рынок и политика должны развиваться синхронно. Важным шагом могло бы стать включение химической промышленности в национальную систему торговли квотами на выбросы углерода. Это создало бы эффективный механизм ценообразования на углерод и значительно повысило экономическую привлекательность зеленого аммиака, превратив его из нишевого продукта в основу для декарбонизации тяжелой промышленности.

Аружан Ибраева https://alttok.ru/

«Энергия ветра и солнца — это не просто альтернатива, это возможность переписать будущее планеты, где каждый киловатт рождается из гармонии с природой, а не из борьбы против неё»

Энергетика событий