
Бразилия, хозяйка предстоящего климатического саммита COP30, совместно с Азербайджаном представила концепцию перестройки мировой финансовой системы. Цель – обеспечить развивающимся странам финансирование в размере $1,3 трлн ежегодно к 2035 году для борьбы с изменением климата и перехода на чистую энергию.
Документ под названием «Дорожная карта от Баку до Белена к $1,3 трлн» делает ставку на реформирование ключевых финансовых институтов, включая Международный валютный фонд, для направления климатических средств бедным странам. В отчете также рассматриваются потенциальные новые источники доходов, такие как налоги на финансовые операции и сверхбогатство.
«Если международная финансовая архитектура будет перенастроена для выполнения своей первоначальной цели – обеспечения достойных перспектив для жизни, – то цель в $1,3 трлн станет достижимой глобальной инвестицией», – пишут в отчете президенты COP30 и COP29 Андре Корреа ду Лагу и Мухтар Бабаев.
В настоящее время развивающиеся страны испытывают острую нехватку средств для масштабирования чистых источников энергии и адаптации к все более экстремальным погодным условиям. В прошлом году богатые страны согласились предоставлять $300 млрд ежегодно преимущественно за счет государственного финансирования. Дорожная карта призвана детализировать, как мобилизовать оставшийся триллион долларов из других источников.
81-страничный отчет предлагает ряд краткосрочных мер. Среди них – обновление методологий кредитно-рейтинговых агентств для лучшего учета климатических рисков. К примеру, Колумбия, единственный крупный производитель нефти, обязавшийся отказаться от ископаемого топлива, неоднократно жаловалась на то, что финансовые рынки наказывают ее за это решение. Предлагается также, чтобы 100 крупнейших мировых компаний отчитывались о финансировании климатических обязательств стран.
Согласно документу, МВФ мог бы оценить потенциал перераспределения так называемых специальных прав заимствования (SDR) для финансирования климатических проектов в развивающихся странах. По оценкам, этот шаг способен мобилизовать около $230 млрд в год. «Каждый доллар, вложенный на раннем этапе, помогает избежать гораздо больших затрат в будущем для всех наций – нельзя терять времени», – заявил исполнительный секретарь РКИК ООН Саймон Стилл.
Среди наиболее действенных, но и самых спорных инструментов – возможные сборы с авиабилетов, налоги на состоятельных лиц, предметы роскоши и финансовые транзакции. Эти меры могут принести сотни миллиардов долларов, однако авторы отчета отмечают, что «возможность достижения политических соглашений по ним еще предстоит определить».
Одним из конкретных механизмов является программа ReInvest+. Она предполагает использование многосторонних банков развития для открытия доступа иностранным инвесторам к кредитам развивающихся стран. По словам Авинаша Персо, специального советника по климату президента Межамериканского банка развития, уже существует портфель действующих кредитов на $3 трлн, который могут выкупить инвесторы из США и Европы. Это высвободит капитал местных банков для инвестиций в национальные климатические планы.
Многие из предложенных инициатив потребуют серьезной политической поддержки, в то время как развитые страны предупреждают о растущей нагрузке на свои бюджеты. Скорость реформ также остается под вопросом, особенно учитывая политическую ситуацию в США, крупнейшем акционере многих международных институтов. Сами авторы называют документ «живым», то есть открытым для изменений, и подчеркивают, что его немедленное одобрение не является приоритетом.
Тем не менее, критики уже высказывают опасения. Каролина Паскуали, исполнительный директор Greenpeace Brasil, заявила, что дорожная карта недостаточно делает для привлечения к ответственности развитых стран. Хотя в ней «справедливо» признается нехватка льготного финансирования, «нам по-прежнему нужно значительно больше государственных средств на смягчение последствий, адаптацию, а также на возмещение потерь и ущерба», – считает она.