Правительство Мексики объявило о планах резкого повышения импортных пошлин, которые могут достигать 50% для стран, не имеющих соглашений о свободной торговле. Эта мера напрямую затронет автомобили из Китая и других азиатских стран, создавая серьезные препятствия для перехода на электротранспорт.
По словам министра экономики Марсело Эбрарда Касаубона, решение направлено на защиту стратегических отраслей промышленности Мексики. Однако аналитики связывают этот шаг с давлением со стороны США, которое ранее уже привело к отмене планов по строительству завода китайского гиганта электромобилей BYD. Новые тарифы могут затронуть импорт на сумму 52 миллиарда долларов и кардинально изменить роль Мексики в глобальной торговле и энергетическом переходе.
Эухенио Грандио, основатель Мексиканской ассоциации электромобильности (EMA) и бывший стратег Tesla, считает, что эти меры замедлят внедрение электромобилей именно в тот момент, когда на рынке начали появляться более доступные модели. «Во всем мире правительства стимулировали переход на электромобили с помощью льгот. Мексика двигалась очень медленно, а новые тарифы еще больше затормозят процесс», – отмечает Грандио. По его словам, компании, инвестирующие в доступные технологии, будут вынуждены поднять цены.
Инициатива правительства выглядит особенно противоречивой на фоне растущего спроса. Только за первую половину 2025 года продажи электромобилей и подключаемых гибридов в Мексике подскочили на 40%, достигнув 43 656 единиц, а общий парк превысил 150 000. Примечательно, что на этом фоне традиционные автопроизводители сдерживают электрификацию, утверждая, что Мексика «не готова» из-за отсутствия инфраструктуры или «грязной» электроэнергии. Этот тезис опровергают китайские бренды, которые успешно поставляют в страну свои электромобили по конкурентоспособным ценам.
Грандио подчеркивает, что существующие государственные стимулы, такие как скидки на проезд по платным дорогам и налоговые вычеты, недостаточны и фрагментированы. Главным препятствием он называет не столько отсутствие льгот, сколько крайне мягкие нормы по выбросам CO2. Действующий стандарт NOM-163 настолько слаб, что автоконцернам достаточно продать небольшое количество электромобилей, чтобы компенсировать выбросы от проданных пикапов с восьмицилиндровыми двигателями.
Эта лазейка приводит к абсурдным ситуациям. Например, самой продаваемой «электрической» моделью в Мексике, по правительственным данным, числится Nissan Kicks e-Power, который на самом деле является гибридом с бензиновым двигателем. Такие автомобили получают льготы, предназначенные для полностью электрического транспорта. «Пока эти правила настолько слабы, бренды не будут привозить свои лучшие технологии, – уверен Грандио. – Они продолжат говорить, что «мы не готовы», и поставлять замаскированные гибриды».
Несмотря на планы властей сосредоточиться на электрификации общественного транспорта, эксперт считает этот подход недостаточным. В Мексике насчитывается около 800 тысяч автобусов против 40 миллионов частных автомобилей, поэтому без стимулирования частного сектора решить экологические проблемы не удастся. По мнению Грандио, гражданское общество должно активнее требовать от властей и производителей внедрения лучших доступных технологий, чтобы Мексика не превратилась в «технологическую свалку», куда отправляют устаревшие модели, не продающиеся на других рынках.