Энергопереход Бангладеш под угрозой: коррупция и бюрократия душат сектор ВИЭ

Согласно докладу бангладешских экспертов по борьбе с коррупцией, опубликованному в конце 2025 года, системные проблемы управления и отсутствие политической воли препятствуют справедливому энергетическому переходу страны. В масштабном исследовании подчеркивается, что, несмотря на национальные и международные обязательства по смягчению последствий изменения климата, Бангладеш остается в критической зависимости от ископаемого топлива, а доля возобновляемых источников энергии в энергобалансе составляет всего 4,6 процента, что ставит под угрозу энергетическую безопасность и экологическую устойчивость государства. Анализ нормативно-правовой базы с 2008 по 2025 год и данные, собранные в ходе изучения реализации 14 проектов солнечной генерации и ветроэлектростанций, выявили глубокие противоречия между заявленными целями и реальными действиями властей.

Ключевым препятствием для развития отрасли авторы называют отсутствие интегрированной энергетической политики и наличие взаимоисключающих планов, которые создают двусмысленность для инвесторов и государственных органов. В то время как План процветания климата Бангладеш ставил целью достичь 30 процентов генерации из ВИЭ к 2030 году, новый Интегрированный генеральный план энергетики и электроэнергетики 2023 года отдает приоритет так называемой чистой энергии, включающей ядерную энергетику, технологии улавливания углерода, аммиак и водород, фактически снижая целевой показатель для истинно возобновляемых источников. Такой подход продиктован влиянием лоббистов ископаемого топлива и интересами отдельных доноров, продвигающих технологии, эффективность которых еще не доказана, в ущерб развитию солнечной энергетики и наземных, а также морских ветроэлектростанций.

Особое внимание уделено законодательным механизмам, способствующим коррупции, в частности Закону о быстром увеличении снабжения электричеством и энергией 2010 года, который позволял утверждать проекты без проведения тендеров. Этот закон, действие которого неоднократно продлевалось, создал условия для заключения непрозрачных контрактов с независимыми производителями энергии по завышенным тарифам, установленным в долларах США, что привело к огромной финансовой нагрузке на бюджет из-за колебаний валютных курсов. В исследовании отмечается, что средний тариф на электроэнергию для отобранных проектов ВИЭ в Бангладеш составляет 0,124 доллара за кВт·ч, что почти в четыре раза выше, чем в Индии, Пакистане и Китае. При этом правительство продолжает выплачивать огромные субсидии и плату за мощность простаивающим электростанциям на ископаемом топливе, истощая ресурсы Совета по развитию энергетики Бангладеш и лишая финансирования зеленые инициативы.

На институциональном уровне выявлен серьезный дефицит потенциала у Управления по развитию устойчивой и возобновляемой энергетики, роль которого сведена к выпуску директив без реальных полномочий по их реализации. Фактическое принятие решений остается за Советом по развитию энергетики Бангладеш и Отделом электроэнергетики министерства, которые демонстрируют бюрократическую предвзятость в пользу традиционной энергетики. Это подтверждается тем фактом, что 96,7 процента иностранных инвестиций в энергетический сектор направляются на проекты, связанные с ископаемым топливом, и лишь 3,3 процента – на ВИЭ. Кроме того, местные эксперты и гражданское общество систематически исключаются из процесса планирования, а общественные слушания проводятся формально, без учета реальных замечаний заинтересованных сторон.

По данным независимых аналитиков в Дакке, полевые исследования вскрыли многочисленные нарушения прав человека и земельного законодательства при реализации проектов ВИЭ, где частные инвесторы при попустительстве или прямом участии местных администраций захватывают сельскохозяйственные земли, классифицируя их как бесплодные. В ряде случаев, таких как проект Teesta Solar Park мощностью 200 МВт или солнечная станция в Мадаргандже, местные жители сталкивались с принудительным выселением, запугиванием, сфабрикованными судебными делами и отсутствием справедливой компенсации. Брокеры и посредники, зачастую связанные с политическими элитами, манипулируют ценами на землю, присваивая значительную часть компенсационных выплат, в то время как обещанные программы реабилитации и трудоустройства для пострадавших общин остаются нереализованными.

Экологическая экспертиза проектов зачастую проводится фиктивно или с грубыми нарушениями, когда разрешение на строительство выдается до получения экологического сертификата, а мнения профильных ведомств, таких как Департамент охраны окружающей среды, игнорируются под политическим давлением. Например, при строительстве ветроэлектростанции мощностью 60 МВт в Хурушкуле и солнечных парков использовался незаконный намыв песка и засыпка водоемов, что привело к эрозии берегов и ущербу для биоразнообразия. Отсутствие независимого мониторинга и аудита позволяет компаниям завышать сметную стоимость проектов, уходить от налогов и импортировать оборудование низкого качества, что в конечном итоге перекладывается на плечи потребителей через высокие тарифы.

Финансовые барьеры также остаются значительными: инвесторы сталкиваются с высокими таможенными пошлинами на оборудование для солнечной энергетики, отсутствием государственных гарантий и сложными процедурами рефинансирования. В то время как для угольных и газовых станций предусмотрены щедрые налоговые каникулы и льготы, проекты ВИЭ вынуждены преодолевать бюрократические препоны, что делает сектор непривлекательным для честного бизнеса и открывает дорогу для коррупционных схем. Отсутствие инфраструктуры, такой как умные сети и системы хранения энергии, а также неадекватная поддержка со стороны Совета по развитию энергетики Бангладеш в вопросах выделения земли, заставляют частных производителей самостоятельно решать эти проблемы, часто прибегая к незаконным методам.

В исследовании профильных неправительственных организаций Бангладеш содержится призыв к кардинальному пересмотру энергетической стратегии страны, включая отмену ориентированного на ископаемое топливо генерального плана и разработку новой дорожной карты с участием независимых экспертов. Рекомендуется внести поправки в Закон об электроэнергетике 2018 года для создания четкой правовой базы ВИЭ, обеспечить независимость Комиссии по регулированию энергетики Бангладеш в установлении тарифов и внедрить конкурентные тендерные процессы для всех закупок. Авторы настаивают на необходимости строгого соблюдения экологических и социальных стандартов, прекращении практики выделения земель без учета интересов местных сообществ и перенаправлении финансовых потоков с субсидирования ископаемого топлива на развитие инфраструктуры для зеленой энергетики, включая морскую ветроэнергетику и электротопливо, чтобы обеспечить устойчивое будущее страны.

Александр Ескендиров

«Переход к альтернативной энергетике – это смена нашей философии. Мы перестаем быть добытчиками прошлого и становимся партнерами настоящего, черпая силу не из недр земли, а из щедрости солнца и дыхания ветра».

Энергетика событий