Народная энергетика Европы ждет финансовой поддержки

Европейский переход к чистой энергетике требует беспрецедентных капиталовложений, однако существующие финансовые инструменты не позволяют полностью раскрыть потенциал энергетических инициатив, возглавляемых гражданами. Как адаптированные финансовые инструменты ЕС и реформы политики могут высвободить этот неиспользованный потенциал?

Энергетические сообщества способны мобилизовать миллиарды евро инвестиций в возобновляемые источники энергии, но их возможности остаются нереализованными из-за сложных правил государственной помощи, труднодоступных механизмов финансирования и обременительных нормативных требований. На фоне более широкой политической повестки, включающей Clean Industrial Deal и переговоры по Многолетней финансовой рамочной программе (Multiannual Financial Framework), возникает вопрос, как Европа может устранить этот разрыв и обеспечить справедливый доступ к финансированию для энергетических сообществ.

Для достижения целей по декарбонизации Европе необходимы крупные инвестиции в возобновляемую энергетику, энергоэффективность и сетевую инфраструктуру. Европейская комиссия оценивает ежегодный дефицит инвестиций к 2030 году в 400 миллиардов евро. Хотя План действий по обеспечению доступных цен на энергию признает потенциал энергетических сообществ в стабилизации и снижении цен на энергию, программа Clean Industrial Deal игнорирует их возможности по мобилизации инвестиций.

Исследования показывают, что к 2030 году граждане могли бы внести вклад в размере 176 миллиардов евро только в ветроэнергетику. Такие инвестиции стимулируют местную экономику, способствуют демократизации энергетической системы и стабилизации цен. Каждый евро, вложенный в гражданские энергетические проекты, генерирует на местном уровне от двух до восьми евро. В отличие от этого, до 75% прибыли от инвестиций крупных энергетических компаний в энергетические проекты распределяется в виде дивидендов акционерам, что ограничивает их местное воздействие.

Примечательно, что энергетические сообщества все чаще инвестируют в проекты промышленного масштаба, такие как морские ветропарки и крупные системы централизованного теплоснабжения, демонстрируя свою способность вносить вклад в достижение целей реиндустриализации Европы. Однако без целенаправленной финансовой поддержки их расширение остается ограниченным.

Энергетические сообщества сталкиваются с финансовыми и регуляторными барьерами, особенно с ограничительными правилами государственной помощи и отсутствием инвестиционных механизмов, адаптированных к их потребностям. Многие государства-члены ЕС неэффективно используют фонды ЕС для поддержки энергетических сообществ, а коммерческие банки часто неохотно предоставляют кредиты, игнорируя социальные и экономические выгоды, которые эти сообщества могут принести.

Для восполнения этого пробела национальные федерации энергетических сообществ в таких странах, как Нидерланды, Франция и Испания, создали «Схемы финансирования общинной энергетики» (Community Energy Financing Schemes, CEFS), предназначенные для поддержки и финансирования проектов энергетических сообществ. Эти схемы эффективно объединяют инвестиции граждан, государственных учреждений и частных инвесторов. Опыт Нидерландов и Франции показывает их результативность: каждый евро государственного финансирования на ранних этапах может привлечь до 60 евро частных инвестиций для реализации проекта.

Хотя пересмотренные Руководящие принципы ЕС по государственной помощи улучшили условия для сообществ, занимающихся возобновляемой энергетикой, существующая система остается сложной для навигации. Государствам-членам необходимы более четкие указания по разработке схем поддержки, доступных для энергетических сообществ. Кроме того, административные и регуляторные препятствия, такие как плата за подключение к сети и сложные процессы лицензирования, продолжают замедлять реализацию проектов, инициируемых сообществами.

Чтобы полностью раскрыть потенциал энергетических сообществ, ЕС должен поддержать создание специальных финансовых инструментов, адаптированных к их потребностям. Это включает в себя создание Гарантийного фонда ЕС, аналогичного инструменту для малого и среднего бизнеса в рамках программы InvestEU. Также необходимы упрощенные процедуры государственной помощи для энергетических сообществ и стабильные механизмы финансирования в следующей Многолетней финансовой рамочной программе. Важна и техническая помощь государствам-членам, чтобы энергетические сообщества могли получить доступ к Социальному климатическому фонду (Social Climate Fund) и Фонду справедливого перехода (Just Transition Fund). Поддержка национальных федераций в масштабировании моделей финансирования, подобных CEFS, также может способствовать развитию и профессионализации энергетических проектов под руководством сообществ по всей Европе.

Энергетический переход ЕС не может быть оставлен исключительно в руках крупных корпораций и институциональных инвесторов. Энергетические сообщества доказали, что они могут стимулировать переход на возобновляемые источники энергии, помогать гражданам получать доступ к доступной местной энергии и инвестировать в проекты промышленного масштаба, такие как морские ветропарки и централизованное теплоснабжение. Однако для их масштабирования необходимы правильные финансовые и политические инструменты. Улучшая эти инструменты, политики могут дать возможность энергетическим сообществам стать краеугольным камнем чистого энергетического будущего Европы.

 

Дастан Темиров

«Внедряя возобновляемые источники, мы не просто решаем экологические проблемы — мы открываем двери в эру более справедливой и безопасной энергетики».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours