План по созданию к концу десятилетия полностью безуглеродной энергосистемы Великобритании поражает своим масштабом: 70 миллионов солнечных панелей, 6000 ветряных турбин и 4500 километров подводных электрических кабелей. Эта политика – ключевая часть стратегии лейбористского правительства по оживлению экономического роста, превратившая страну в знаменосца зеленых амбиций.
Общий объем необходимых инвестиций оценивается в 240 миллиардов фунтов стерлингов (325 миллиардов долларов). Проект требует привлечения тысяч новых квалифицированных специалистов и полного пересмотра системы планирования. Однако в амбициозном плане уже начинают появляться трещины. Цель по достижению чистой энергетики к 2030 году сталкивается с политическим противодействием: оппоненты, такие как лидирующая в опросах партия Reform UK, настаивают, что эта политика разорит бизнес и домохозяйства из-за заоблачных счетов.
Цены на электроэнергию в Великобритании в последние годы и так взлетели из-за стоимости природного газа. Премьер-министр Кир Стармер и министр энергетики Эд Милибэнд пообещали, что смогут одновременно сократить и выбросы, и расходы потребителей на энергию. Однако на сегодняшний день расчеты не подтверждают возможность одновременного достижения обеих целей.
Правительство ожидает решающая проверка – ежегодный аукцион по субсидированию морской ветроэнергетики. Это одна из последних возможностей обеспечить ввод крупных возобновляемых мощностей в срок до 2030 года. Ситуацию усугубляет то, что ранее в этом году один из крупнейших проектов морской ветроэнергетики был отменен. Датский разработчик Orsted A/S заявил, что предложенные условия недостаточно привлекательны, сделав разрыв, который необходимо восполнить на текущем аукционе, еще больше.
На фоне роста стоимости долгосрочных заимствований в Великобритании и осторожности Банка Англии в снижении процентных ставок из-за риска инфляции, разработчики ветропарков сталкиваются с повышенными затратами на реализацию крупных проектов. Это неизбежно отразится на счетах потребителей в ближайшие годы. «Не похоже, что сейчас подходящее время для действий, – говорит Кейт Малвани, главный консультант Cornwall Insight. – Окажется ли это в конечном счете выгодным, можно будет определить только в долгосрочной перспективе».
Энергетическая политика будет играть ключевую роль в будущем лейбористов. Однако исход этого противостояния будет иметь и глобальные последствия. Провал Великобритании рискует превратить ее в поучительную историю о том, как не следует проводить декарбонизацию, в то время как траектория глобального энергетического перехода остается неопределенной. «Великобритания в своем стремлении быть настоящим лидером замахивается гораздо дальше, чем кто-либо другой в мире, – отмечает Энди Браун, заместитель председателя правления Orsted. – На данный момент похоже, что у нас одно из самых дорогих мест в мире для энергетики».
Раньше аукционы на возобновляемые источники энергии способствовали созданию крупнейшего в Европе флота морских ветропарков. Цены неуклонно падали, но стремительный рост затрат после пандемии изменил эту тенденцию, что привело к провалу аукциона в 2023 году. В прошлом году правительство попыталось вернуть процесс в нужное русло, но даже этого оказалось недостаточно. Один из победителей, Orsted, менее чем через год отменил свой проект Hornsea 4 мощностью 2,4 гигаватта, заявив о его экономической нецелесообразности. Это явный сигнал того, что в этом году застройщикам потребуются еще более высокие цены для подписания многомиллиардных инвестиционных контрактов.
Когда-то стремление к безуглеродной экономике было одной из наименее спорных тем в британской политике. Сегодня этот консенсус утерян. Консервативная оппозиция и партия Найджела Фараджа Reform UK настаивают, что политика лейбористов рискует обернуться катастрофой. Даже бывший премьер-министр Тони Блэр предупредил, что избиратели чувствуют, будто приносят финансовые жертвы ради климата без ощутимого влияния на глобальные выбросы.
Правительство утверждает, что стабильные цены на возобновляемую энергию укрепят уверенность бизнеса для инвестиций. Масштабное строительство не только создаст рабочие места, но и будет способствовать производству ключевых компонентов в Британии для последующего экспорта. Страна уже добилась значительного прогресса, сократив долю ископаемого топлива в своей энергосистеме больше, чем любая другая страна G7. Но это была легкая часть. Создание энергосистемы, работающей преимущественно на ВИЭ, требует наличия резервных мощностей на случай, когда ветер не дует и солнце не светит.
Самым большим политическим риском станет стоимость. Опрос, проведенный по заказу Octopus Energy, показал, что большинство сторонников «чистого нуля» поддерживают его лишь при условии, что цены на энергию не вырастут. «В настоящее время нет плана по снижению счетов, – заявил генеральный директор Octopus Грег Джексон. – Если правительство в ближайшее время не предложит радикальное решение, поддержка „чистого нуля“ рухнет».
На данный момент мало признаков того, что переход на ВИЭ снизит счета в краткосрочной перспективе. Строительство ветропарков, АЭС и тысяч километров ЛЭП, скорее всего, увеличит нагрузку на потребителей. По прогнозам, к 2031 году домохозяйства будут платить 44 фунта в месяц за программу модернизации сетей по сравнению с 23 фунтами в настоящее время. «Учитывая стоимость модернизации сетей и подключения новых генераторов, я просто не вижу, как цены могут снизиться», – говорит Пит Эстон, инженер-консультант из Roadnight Taylor.
Инвестиционная программа для достижения целей 2030 года потребует от Великобритании максимального напряжения сил в строительстве инфраструктуры, закупке оборудования и поиске специалистов. Чтобы уложиться в срок, стране необходимо построить почти 1000 км наземных и более 4500 км морских сетей – более чем вдвое больше, чем за последние десять лет. Мощности морской ветроэнергетики должны увеличиться более чем вдвое, что предполагает строительство около 5 гигаватт в год – темп, который почти вдвое превышает прогнозы аналитиков BloombergNEF.
«За свою 30-летнюю карьеру я обычно вел один-два крупных национальных проекта одновременно. Теперь их будет 17», – говорит Джон Петтигрю, генеральный директор National Grid Plc. «Это колоссальный скачок. Просто трансформационный по масштабу и темпам».
Существует огромный вопрос, сможет ли страна вовремя закупить все необходимое оборудование, поскольку другие европейские страны также наращивают мощности морской ветроэнергетики, создавая конкуренцию за заказы. Кроме того, в стране просто не хватает людей со специальными навыками. «Мы конкурируем за те же кадры с нашими клиентами, коллегами и другими странами», – признает Лора Флеминг, управляющий директор Hitachi Energy в Великобритании и Ирландии. «Разрыв все еще огромен».
Для застройщиков одной из главных проблем остается время, необходимое для прохождения процедур планирования. Правительство пытается реформировать систему, чтобы упростить обход возражений местных сообществ против тысяч массивных опор ЛЭП. Власти пообещали предлагать скидки на электроэнергию жителям, живущим рядом с новыми линиями электропередач, чтобы смягчить оппозицию. Стармер и Милибэнд ясно дали понять, что их не остановит местное сопротивление.
«Достигнем ли мы цели по чистой энергии к 2030 году? Я не знаю, но, по крайней мере, у нас есть правительство и ряд ведомств, которые готовятся внести изменения, чтобы попытаться это сделать, – говорит Кит Андерсон, генеральный директор Scottish Power. – Раньше у нас никогда не было плана. И это простая правда».