
Современные технологии – от солнечных панелей и аккумуляторов до электромобилей и компьютеров – работают на постоянном токе (DC), в то время как наши электросети преимущественно используют переменный ток (AC). Для решения этой проблемы запущен европейский проект Shift2DC, призванный создать более интеллектуальную, эффективную и экологичную энергетическую инфраструктуру. Проект под руководством португальского исследовательского института INESC-ID получил финансирование в размере более 11 миллионов евро от программы Horizon Europe и рассчитан до мая 2027 года.
В рамках Shift2DC разрабатывается целый комплекс решений, включающий как программное, так и аппаратное обеспечение. Создаются уникальные инструменты для планирования и проектирования сетей постоянного тока, аналогов которым на рынке пока нет. Разрабатывается система управления энергопотреблением для гибридных сетей AC/DC, а также программное обеспечение для мониторинга состояния оборудования, способное предсказывать и предотвращать возможные сбои в работе.
Аппаратная часть проекта не менее масштабна. Инженеры создают новые типы кабелей, оптимизированные специально для низковольтных сетей постоянного тока, что позволит снизить потери энергии. Разрабатываются новые зарядные станции DC-DC, блоки распределения питания, включая специализированные решения для дата-центров, системы защиты и накопители энергии на базе аккумуляторов. По словам координатора проекта Уго Мораиса из INESC-ID, эти инновации призваны преодолеть основные технологические барьеры на пути внедрения DC-технологий.
Эффективность новых решений будет проверена на четырех демонстрационных площадках в Германии, Франции и Португалии. В качестве тестовых объектов выбраны дата-центры, где почти вся внутренняя инфраструктура уже работает на постоянном токе, что делает переход естественным и экономически выгодным. Также испытания пройдут на промышленных предприятиях, в частности в автомобильном секторе, где многие производственные линии используют DC-оборудование. Третьим направлением стали здания, где DC-сети помогут эффективно связать воедино локальную генерацию энергии, системы хранения и зарядку электромобилей.
Особое внимание уделено морским портам. Новая европейская директива требует от судов нулевых выбросов во время стоянки, что подразумевает подключение к береговой электросети. Сложность заключается в том, что разные суда используют как переменный, так и постоянный ток. Внедрение портовой инфраструктуры на базе DC значительно упростит процесс подключения и обслуживания. На данный момент большинство прототипов устройств уже созданы и проходят лабораторные испытания. Следующий этап – интеграция всех компонентов в единую систему и проверка их совместной работы в реальных условиях.