Мировая автомобильная промышленность переживает один из самых сложных периодов в своей истории –– гонку за электрификацию. На фоне падения продаж, программных сбоев и задержек с выпуском ключевых моделей во главе Volvo вновь встал Хокан Самуэльссон, ранее уже руководивший шведским брендом почти десять лет. Его главная задача –– провести компанию через «идеальный шторм» и возродить веру инвесторов в электрическое будущее.
По словам Самуэльссона, отрасль находится в сложной ситуации, и конкуренция будет только ужесточаться, особенно для европейских производителей. Первоочередными шагами для стабилизации Volvo он назвал сокращение издержек и активизацию продаж. Лишь после этого компания сможет перейти к третьему этапу –– обновлению долгосрочной стратегии, чтобы вернуть себе утраченные позиции в технологическом лидерстве.
Замедление продаж электромобилей, по мнению главы Volvo, не стало сюрпризом. Это во многом связано с введением тарифов на модели, импортируемые из Китая, что сделало их поставки невозможными. В ответ компания переносит производство в Европу и уверена, что сможет вернуться к росту. Самуэльссон подтвердил, что стратегическое направление не изменилось, однако для плавного перехода могут понадобиться новые подключаемые гибриды –– «электромобили с резервным двигателем», которые станут мостом до тех пор, пока зарядная инфраструктура не станет повсеместной.
Одной из главных угроз для традиционных автогигантов Самуэльссон считает стремительную экспансию китайских брендов, таких как BYD, Xiaomi и Zeekr. Они уже занимают более половины рынка в Китае и активно выходят в Европу, вытесняя американских и европейских конкурентов. «Китай, нравится нам это или нет, станет очень большим игроком в автомобильной промышленности будущего», –– отметил он, подчеркнув, что в этих условиях связь Volvo с ее мажоритарным владельцем, китайской Geely, становится все более ценной.
Несмотря на риски, связанные с китайским владением, включая угрозу запрета на продажи в США, Самуэльссон сохраняет уверенность. Он настаивает, что Volvo –– это публичная компания, работающая независимо от своего основного акционера. «Данные остаются у Volvo и клиента –– они никуда не передаются. И в наших автомобилях нет китайских компонентов», –– заявил он, добавив, что компания сосредоточена на доказательстве своей информационной безопасности американским властям.
Взгляд Хокана Самуэльссона на будущее однозначен: отрасль станет полностью электрической, пути назад нет. Примерно через десять лет электромобили станут доступнее, но этот переход вызовет волну реструктуризации. Появятся новые доминирующие игроки, в том числе две-три сильные китайские марки, что ужесточит конкуренцию для старых брендов. «Некоторые компании адаптируются к новым обстоятельствам и выживут. Другие –– нет», –– заключил глава Volvo.