Водородные буровые установки: экологичная альтернатива дизелю в строительстве



Строительная отрасль, известная своим активным использованием тяжелой техники, потребляет огромное количество ископаемого топлива. Инновационные технологии, такие как бурение с использованием водорода, открывают возможность снизить зависимость от дизеля и кардинально изменить сектор. Однако прежде чем этот потенциал будет полностью раскрыт, предстоит решить еще множество вопросов.

В основе водородного бурения лежит использование установки, работающей на водородных топливных элементах вместо традиционных двигателей внутреннего сгорания. В такой системе химическая энергия водорода преобразуется в электричество, которое питает двигатели, насосы и другое оборудование. Подобные топливные элементы уже доказали свою эффективность в транспортных средствах и другой мобильной технике, но для буровых установок это относительно новое решение, которое компании пока тестируют в гибридных конфигурациях наряду с существующей газовой инфраструктурой.

Переход на водород несет значительные экологические преимущества. Исследования показывают, что использование «зеленого» водорода вместо дизельного топлива на нефтеперерабатывающем заводе сокращает выбросы CO2 на 21,74 кг. Кроме того, сам процесс получения чистого водорода может быть экологически нейтральным, в отличие от добычи и переработки ископаемого топлива, наносящих ущерб окружающей среде. Учитывая, что на бурение в нефтегазовой отрасли в 2023 году пришлось 15% мировых выбросов, связанных с энергетикой, внедрение водорода может значительно улучшить имидж всей индустрии.

Помимо снижения выбросов, водородные технологии приносят и другие выгоды. Одной из главных проблем буровых работ является высокий уровень шума. Топливные элементы работают значительно тише за счет меньшего количества движущихся частей, что повышает комфорт для рабочих и жителей близлежащих районов. Также уменьшается количество смога, что снижает риски для здоровья на рабочей площадке. Несмотря на опасения, связанные со словами «водород» и «химическая энергия», «зеленый» водород нетоксичен и быстро рассеивается, что делает его безопаснее дизеля, бензина и пропана. При этом он, как и обычное топливо, легко воспламеняется, но соблюдение мер предосторожности сводит риски к минимуму.

Водород открывает новые возможности для автономной работы в удаленных местах. Его можно производить методом электролиза практически где угодно, что снимает ограничения по выбору площадок для бурения и повышает общую эффективность. Использование водорода в автономных системах также снижает приведенную стоимость энергии, обеспечивая экономию в долгосрочной перспективе без вреда для окружающей среды.

Интеграция водородного бурения влияет на весь цикл проекта. Она требует создания специальной инфраструктуры, в частности, систем хранения водорода – например, подземных хранилищ для предотвращения утечек. Для такой инфраструктуры, особенно в ограниченном пространстве, требуются прочные фундаменты, где могут применяться обсадные микросваи. Этот переход также стимулирует использование экологичных материалов, таких как перерабатываемая сталь и алюминий, и нетоксичных смазочных материалов на растительной основе.

Практические примеры уже демонстрируют жизнеспособность технологии. Компании Schlumberger и Hyzon Motors разработали топливный элемент, который, по их оценкам, снижает расход топлива и выбросы на 25%. Буровая установка, полностью работающая на водороде, способна сократить выбросы CO2 на 10 000 тонн в год. Другой пример – британский проект ZECHER, в рамках которого испытывалась буровая установка на двойном топливе: водороде и гидроочищенном растительном масле. За семь часов работы удалось сэкономить 30 литров дизельного топлива, что превысило ожидаемые показатели. Успех испытаний привел к интеграции технологии в крупные национальные проекты, такие как Lower Thames Crossing.

Несмотря на многообещающие результаты, на пути к широкому внедрению водородного бурения стоит ряд серьезных препятствий. Необходимо упростить системы хранения и транспортировки водорода, чтобы сделать его более привлекательным для строительных бригад. Кроме того, для безопасной и эффективной работы с новым оборудованием требуется переобучение персонала. Остаются вопросы и к долговечности топливных элементов в экстремальных условиях бурения, связанных с высокими температурами и работой на неизведанной местности.

Ключевым сдерживающим фактором остается цена. С точки зрения бизнеса, инвестиции в чистую энергию могут показаться слишком дорогими и рискованными, особенно на фоне ценовой нестабильности водорода по сравнению с традиционным топливом. Без государственных пилотных программ и партнерств, как в случае успешных испытаний, массовое внедрение технологии может затянуться.

Тем не менее, бизнес-лидеры, стремящиеся к технологическому прогрессу и устойчивому развитию, готовы интегрировать водородное бурение, как только это станет экономически целесообразно. Правительства также начинают поддерживать этот переход. Так, правительство Великобритании запустило фонд Green Industries Growth Accelerator объемом 960 миллионов фунтов стерлингов для развития водородной экономики. Становится очевидно, что водородное бурение способно изменить правила игры в строительстве, но для этого необходимы дальнейшие исследования и совместные усилия для преодоления существующих барьеров.

Жансая Уразбаева

«Энергия природы неисчерпаема. Наша задача — научиться использовать ее с благодарностью и ответственностью, создавая процветание без разрушения».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours