Огромный участок земли у трассы 85 в Аризоне должен был стать символом американского производства. Здесь планировалось возвести аккумуляторный завод стоимостью в миллиард долларов, который обеспечил бы тысячи новых рабочих мест. Компания-инвестор провозгласила: «Готовься, Аризона», губернатор выразил восторг, и даже президент США упомянул проект в своей речи. Но сегодня, в быстрорастущем городке Бакай, менее чем в часе езды от Финикса, участок площадью 214 акров пустует. Работа на объекте началась, «но потом все затихло», — говорит Шелби Лисаррага, управляющая соседней заправкой.
Спустя четыре года после громких заявлений производитель аккумуляторов Kore Power отказался от своих планов по строительству завода в Бакае. Генеральный директор компании ушел в отставку, а обещанный федеральный кредит в размере 850 миллионов долларов был аннулирован. Kore не одинока в своих рухнувших амбициях. В Массачусетсе был отменен проект завода по производству кабелей для ветряных турбин, который должен был появиться на месте бывшей угольной электростанции. В Джорджии более чем на полпути было приостановлено строительство предприятия по выпуску комплектующих для аккумуляторов электромобилей. А в Колорадо производитель литий-ионных батарей заявил, что, по крайней мере пока, не будет продолжать строительство своего завода.
Это лишь несколько из десятков запланированных «зеленых» заводов, которые были отменены; еще больше проектов задерживаются или сокращаются в масштабах. Причиной стали стремительный рост затрат, высокие процентные ставки и замедление роста спроса на электромобили. По данным исследовательской компании Atlas Public Policy, около 9% из 261 миллиарда долларов инвестиций в экологически чистое производство, анонсированных с 2021 года, были заморожены, причем большая часть — после возвращения Дональда Трампа на пост президента в январе. Министр энергетики Крис Райт заявил, что его ведомство не планирует продвигать некоторые из крупных кредитов, которые были выделены на «зеленые» производственные предприятия во время правления Джо Байдена.
Теперь сектор столкнулся с еще одной, более серьезной угрозой: масштабный пакет налоговых и расходных мер Трампа, который сворачивает щедрые «зеленые» субсидии Байдена. Подписанный Трампом закон предусматривает постепенную отмену кредитов на производство солнечной и ветровой энергии за годы до их планируемого истечения. Он также прекращает действие федеральных налоговых льгот на электромобили уже в сентябре этого года вместо 2032 года.
При Байдене Конгресс, контролируемый демократами, принял двухпартийный закон об инфраструктуре в 2021 году и закон о снижении инфляции год спустя, выделив сотни миллиардов долларов в виде стимулов для проектов чистой энергии. Новые заводы были анонсированы от Южной Каролины до Мичигана и Аризоны с целью производства электромобилей, аккумуляторов и компонентов для чистой энергетики. Байден и демократы стремились вернуть производство в США и сделать страну независимой и конкурентоспособной по сравнению с быстро электрифицирующимся Китаем. Предполагалось, что размещение многих проектов в штатах с республиканским или колеблющимся электоратом защитит политику от атак оппонентов, но эта идея провалилась.
Трамп при подписании закона заявил, что экономика страны «взлетит как ракета». Однако последствиями, скорее всего, станут отмены еще большего числа проектов в области чистой энергии и потеря рабочих мест, которые они могли бы создать. Глава Tesla Илон Маск раскритиковал этот пакет в соцсети X, назвав его «крайне разрушительным» для «отраслей будущего». Отступление США сейчас означает, что страна будет отставать от других государств, инвестирующих в «зеленые» технологии, что в долгосрочной перспективе нанесет ущерб экономическому росту и усилит зависимость от зарубежных производителей, считает Ханна Хесс из исследовательской фирмы Rhodium Group. «Существует также риск значительных „зависших“ инвестиций», — добавила она.
Производители литий-ионных аккумуляторов, такие как Kore, сталкиваются со строгими правилами использования иностранных компонентов, а также с последствиями отмены льгот для солнечной энергетики и электромобилей. По данным исследовательской группы Energy Innovation, из-за новых правил в ближайшее десятилетие будет установлено меньше сетевых аккумуляторов. Отмена льгот на электромобили, вероятно, снизит потребительский аппетит к ним, а следовательно, и спрос на батареи, на которых они работают.
Руководители Kore изучили 300 площадок по всей стране, прежде чем остановиться на Бакае. Земля была дешевой, рядом находились крупные порты Западного побережья, а сухой климат Аризоны не вредил химии литий-ионных батарей. Компания анонсировала свой завод в 2021 году, планируя начать строительство в том же году и выпустить первые аккумуляторы в 2023-м. Он должен был стать крупнейшим работодателем Бакая, создав 3000 рабочих мест. Но пока шла разработка планов, инфляция взвинтила расходы, а растущие процентные ставки сделали финансирование дороже. Проект также увяз в медленном процессе получения разрешений, который тормозит стройки по всей стране.
Затраты выросли с 1 до 1,25 миллиарда долларов, поэтому компания внесла коррективы для контроля расходов и даже уменьшила размер завода. «Мы старались двигаться как можно быстрее, — сказал в телефонном интервью нынешний гендиректор Kore Джей Беллоуз. — Но в конечном счете затраты оказались слишком высокими». Позже производитель аккумуляторов все же получил обязательство по кредиту от Министерства энергетики. В итоге Kore получила разрешения на строительство только в 2024 году, почти через год после запланированного начала производства. А затем над будущим федеральных «зеленых» стимулов нависла неопределенность в связи с победой Трампа на выборах.
Мэр Бакая Эрик Орсборн почувствовал, что что-то не так. Сроки реализации проекта постоянно сдвигались. «Все откладывалось все дальше и дальше», — сказал он в своем кабинете. Спустя десять дней после вступления Трампа в должность Kore объявила о прекращении своих планов в Бакае. По данным Atlas Public Policy, это один из 53 отмененных проектов из 715 анонсированных с 2021 года. «Правила игры изменились», — говорит Мэтт Шанахан из инвестиционного банка Marathon Capital. Проекты на ранней стадии находятся в особой зоне риска. «Начать строительство нового объекта — я думаю, сейчас это очень сложно», — добавляет он.
Теперь Kore ищет уже существующее здание, чтобы сэкономить деньги и быстрее выйти на рынок. Оглядываясь назад, Беллоуз говорит, что усвоил урок о необходимости действовать быстрее и эффективнее. Компания пыталась, но, по его словам, путь «от голой земли до полностью работающего завода — это долгий и мучительный процесс». Тем не менее, другие «зеленые» предприятия в регионе продолжают работу. В Куин-Крик, примерно в 80 милях от Бакая, идет строительство завода по производству аккумуляторов для электромобилей компании LG Energy Solution стоимостью 3 миллиарда долларов. Проект столкнулся с собственными трудностями, но теперь завод планируется открыть в следующем году, а к 2027 году LG намерена нанять 1500 работников.
На пустующем участке Kore под палящим солнцем Аризоны пустыня сменяется фермерскими угодьями, дисконт-магазинами и районами с пальмовыми аллеями. Через дорогу Джо Скуг, управляющий транспортной компанией, говорит, что хотел бы предложить свои услуги Kore, но не считает отмену проекта большой неудачей для растущего региона. «Вернитесь через пять, десять лет, и здесь будет больше производств и складов, и меньше ферм», — уверен он. Мэр Орсборн разочарован, но не унывает. Он с энтузиазмом говорит о демографическом буме в Бакае и считает, что подготовленный к строительству участок Kore — с подведенными коммуникациями — теперь еще более привлекателен для других компаний. «Может быть, это будет еще одна компания из сферы зеленой энергетики», — надеется он.
+ There are no comments
Add yours