Дешевый этанол из США: вызов для «зеленой» стратегии Британии

Новое торговое соглашение между Великобританией и США, акцентировавшее внимание на ключевых секторах, таких как сталь, автомобили и виски, содержит менее заметный пункт, который может иметь далеко идущие последствия. Речь идет об отмене тарифов на импорт до 1,4 миллиарда литров американского этанола. Это решение вызвало серьезную обеспокоенность в британской индустрии биотоплива и поставило фундаментальные вопросы относительно энергетической стратегии, торговой политики и устойчивого развития страны.

Отмена 19%-го импортного тарифа Великобритании на этанол из США стала частью сделки, предоставившей британским автопроизводителям и сталелитейным компаниям лучший доступ на американские рынки. Однако для британского сектора биоэтанола эта уступка может обернуться катастрофой. Производители, такие как Ensus и Vivergo Fuels, управляющие крупными заводами по производству биоэтанола в Тиссайде и Халле, предупреждают, что соглашение способно уничтожить внутреннее производство. Причина кроется в том, что американский этанол, производимый в основном из субсидируемой кукурузы, дешевле в производстве и транспортировке в больших объемах. Без защитных тарифов британские компании заявляют, что не смогут конкурировать.

Ричард Роял, руководитель отдела по связям с правительством Vivergo, заявляет, что если эти меры вступят в силу, это приведет к коллапсу британского рынка биоэтанола. Он добавляет, что страна столкнется с потерей сотен рабочих мест и серьезными экологическими последствиями.

Британский этанол производится преимущественно из пшеницы, с соблюдением более строгих стандартов по выбросам и устойчивости. Его производство поддерживает местные фермерские хозяйства и помогает топливным компаниям выполнять целевые показатели по возобновляемым видам транспортного топлива через бензин E10. В случае доминирования американского импорта, значительная часть этой местной цепочки поставок может быстро исчезнуть.

Тем не менее, на мировом уровне наблюдается бум биотоплива. По данным Rystad Energy, за последние два года было запущено более 40 крупных проектов в этой сфере. Нефтяные гиганты, такие как bp, TotalEnergies, Chevron и Shell, активно инвестируют в возобновляемое дизельное топливо, этанол и экологически чистое авиационное топливо (SAF).

Компания bp наращивает мощности в Бразилии через свое совместное предприятие bp Bunge Bioenergia. Chevron и Shell расширяют производство возобновляемого дизельного топлива. А TotalEnergies переоборудовала нефтеперерабатывающий завод во Франции в биоперерабатывающий, производящий 500 000 тонн возобновляемого дизельного топлива в год, значительная часть которого получается из отходов.

Действительно, основной сдвиг происходит в сторону топлива на основе отходов. TotalEnergies планирует к концу 2024 года получать 75% сырья для биотоплива из отработанных кулинарных масел, животных жиров и лесных остатков. Эти так называемые «продвинутые» виды биотоплива позволяют избежать проблем, связанных с землепользованием, продовольственной безопасностью и выбросами, характерных для этанола первого поколения.

Великобритания обязалась достичь нулевого уровня выбросов к 2050 году. Хотя в дискуссиях преобладают электромобили, биотопливо по-прежнему играет ключевую роль в секторах, трудно поддающихся электрификации, таких как авиация, судоходство и большегрузный транспорт. Этанол, добавляемый в бензин, помогает выполнять Обязательство по возобновляемым видам транспортного топлива (RTFO). Однако его будущее не гарантировано. С отменой тарифов на импорт из США местные производители могут сократить объемы или полностью прекратить работу, что ставит под угрозу энергетическую безопасность и внутренние инвестиции именно в тот момент, когда стране требуется больше, а не меньше, «зеленых» рабочих мест.

И хотя американский этанол дешевле, он не обязательно чище. Его производство в значительной степени зависит от промышленного выращивания кукурузы, что сопряжено с собственными экологическими проблемами. Британский этанол обычно имеет более низкий углеродный след и более прозрачную цепочку поставок с точки зрения устойчивости.

Положение об этаноле в торговом соглашении — это больше, чем техническая деталь; это проверка на прочность планов Великобритании по управлению энергетическим переходом. Сделает ли страна ставку на отечественные «зеленые» отрасли или отдаст приоритет гибкости торговли в ущерб им?

Отчет TotalEnergies «Революция мобильности» предполагает, что биотопливо не исчезнет, но его использование будет меняться. По мере распространения электромобилей и повышения жизнеспособности «зеленого» водорода, биотопливо будет все больше использоваться в авиации и дальнемагистральных перевозках, где оно остается более конкурентоспособным.

Чтобы оставаться конкурентоспособной, британской индустрии биотоплива необходима ясность: поддержка передовых видов биотоплива, стимулы для использования сырья на основе отходов и равные условия конкуренции с сильно субсидируемым импортом.

 

Жансая Уразбаева

«Энергия природы неисчерпаема. Наша задача — научиться использовать ее с благодарностью и ответственностью, создавая процветание без разрушения».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours