Мир взял курс на «зеленый» переход. На климатическом саммите COP28 более 130 стран обязались утроить мощности возобновляемой энергетики к 2030 году, и Китай играет в этом процессе ключевую роль. Только за 2023 год КНР ввела в эксплуатацию столько же солнечных фотоэлектрических панелей, сколько весь мир годом ранее. Провозгласив «зеленое» развитие жизненно важным для достижения «высококачественного развития», Китай позиционирует его как двигатель своей будущей экономики.
Однако за впечатляющими цифрами и амбициозными планами скрывается сложная реальность. Энергетический переход, особенно в странах Глобального Юга, куда активно идут китайские инвестиции, нередко оборачивается серьезными социальными и экологическими проблемами для местного населения. Все громче звучит требование, чтобы переход был не просто «зеленым», но и справедливым, а главным инструментом в этой борьбе становится концепция права человека на здоровую окружающую среду.
Это право, получившее официальное признание Генеральной Ассамблеи ООН в 2022 году после десятилетий борьбы, становится мощным юридическим рычагом. Оно подразумевает не только право на чистый воздух, воду и нетоксичную среду, но и процедурные гарантии: доступ к информации, участие общественности в принятии решений и доступ к правосудию. Государства обязаны не только «уважать» это право, не нарушая его, но и «защищать» от посягательств третьих сторон, включая бизнес, а также «выполнять» его, создавая условия для его реализации.
Позиция Китая в этом вопросе неоднозначна. Он воздержался при голосовании за резолюцию ООН 2022 года, делая акцент на коллективном «праве на развитие» стран, а не на индивидуальных правах граждан или коренных народов. Пекин настаивает, что экономическое развитие должно предшествовать правам человека. Тем не менее, китайские государственные и частные компании, работающие за рубежом, обязаны соблюдать законодательство принимающих стран. Именно этот факт открывает возможности для защиты прав местного населения, поскольку право на здоровую среду уже закреплено в законах как минимум 156 государств.
Ярким примером возникающих конфликтов служит медный рудник Las Bambas в Перу — один из десяти крупнейших в мире, принадлежащий китайскому конгломерату MMG с 2014 года. Медь — критически важный минерал для производства аккумуляторов и электромобилей, но его добыча стала источником многолетних споров. Изначальный проект, прошедший общественные консультации, был изменен без участия местных жителей: вместо трубопровода для транспортировки руды решили использовать грузовики. Это решение имело катастрофические последствия.
Общины, живущие вблизи рудника, столкнулись со снижением урожайности и ростом респираторных заболеваний из-за пыли, поднимаемой тысячами грузовиков. Попытки протеста жестко пресекались, а активистов подвергали уголовному преследованию. В 2023 году компания-оператор даже подала в суд, чтобы лишить две сельские общины лицензий на использование воды, поставив под угрозу их доступ к жизненно важному ресурсу. Хотя перуанский суд в итоге встал на сторону жителей, это потребовало от них огромных временных и финансовых затрат.
История Las Bambas показывает, что борьба за справедливый переход не ограничивается локальными протестами. Активисты и правозащитные организации выносят проблему на международный уровень, используя механизмы ООН, такие как Универсальный периодический обзор (УПО) и Комитет по экономическим, социальным и культурным правам (КЭСКП). Они подают «теневые доклады», привлекая внимание мира к нарушениям, которые правительства могут замалчивать.
Эта стратегия приносит плоды. В ходе последнего обзора правозащитной ситуации в Китае в 2024 году Эквадор и Перу — страны с крупными китайскими инвестиционными проектами — выступили с рекомендациями, призывающими КНР обеспечить соблюдение прав человека ее компаниями за рубежом. Примечательно, что Китай принял эти рекомендации. Это создает важный прецедент и дает правозащитникам новый инструмент для диалога и давления.
Ключевую роль играет и правоприменение. Активисты опираются на законы принимающей страны, ратифицированные международные договоры и даже на не имеющие обязательной силы «руководящие принципы» самого Китая для зарубежных инвестиций. Сильным подспорьем становятся и решения международных судов, как, например, знаковое постановление Межамериканского суда по правам человека, который признал Перу виновным в нарушении права на здоровую среду из-за загрязнения в другом горнодобывающем регионе.
Опыт перуанских общин демонстрирует, что для достижения справедливости требуется комплексный подход, объединяющий действия на местном, национальном и международном уровнях. Глобальный энергетический переход не может быть по-настоящему устойчивым, если он игнорирует благополучие людей и экологию. Успех «зеленой» революции будет измеряться не только гигаваттами чистой энергии, но и тем, насколько она окажется справедливой для самых уязвимых сообществ планеты.
+ There are no comments
Add yours