Британия отмечает 25-летие морской ветроэнергетики рекордными показателями

Восьмого декабря 2025 года энергетическая отрасль Великобритании отмечает знаковую дату – ровно 25 лет с момента ввода в эксплуатацию первой в стране морской ветроэлектростанции. Аналитический центр Ember подготовил масштабный обзор, посвященный трансформации сектора из экспериментального проекта в основу национальной энергосистемы. За четверть века британская морская ветроэнергетика прошла путь от двух пилотных турбин до статуса мировой индустрии, обеспечивающей электричеством 16 миллионов домохозяйств и создающей десятки тысяч рабочих мест в прибрежных регионах.

История началась в декабре 2000 года в гавани Блайт на северо-востоке Англии, регионе, который исторически ассоциировался с угольной промышленностью и промышленной революцией. Тогда министр энергетики Хелен Лидделл перерезала ленточку на первой британской офшорной ВЭС. Проект Blyth состоял всего из двух турбин общей мощностью 4 МВт, установленных в километре от берега на глубине 8 метров. На тот момент в энергосистеме страны доминировали уголь и газ, а скептики сомневались в целесообразности строительства турбин в открытом море. Однако именно этот проект, проработавший 19 лет до вывода из эксплуатации, открыл новую эру, доказав возможность генерации энергии в суровых морских условиях.

Сегодня масштаб изменений трудно переоценить. Согласно отчету Ember, морская ветроэнергетика обеспечивает 17% всей электрогенерации Великобритании. В стране функционируют 47 морских ВЭС, насчитывающих в общей сложности 2878 турбин. Если первая станция могла обеспечить энергией около 3000 домов, то современные мощности покрывают потребности 16 миллионов домохозяйств. Технологический скачок наглядно демонстрирует сравнение первой станции с современными проектами, такими как Moray West. Одна современная турбина генерирует в три раза больше энергии, чем вся первая ВЭС Blyth целиком, а площадь, охватываемая вращением лопастей новых турбин, в десять раз превышает показатели первопроходцев 2000 года.

Развитие сектора стало мощным драйвером для так называемой реиндустриализации. В отрасли занято около 40 000 человек, причем 7000 рабочих мест были созданы только за последние два года. Цепочка поставок включает более 2000 компаний, от логистических операторов в портах до производителей кабелей и лопастей. География производства охватывает все побережье: лопасти производятся на заводе Siemens Gamesa в Халле, кабели – в Хартлпуле, а подстанции собираются в Ньюкасле. Это позволило вдохнуть новую жизнь в бывшие промышленные центры. Например, город Порт-Толбот, где в 2024 году закрылся сталелитейный завод, теперь рассматривается как центр развития плавучих ветровых технологий.

Экономическая модель британской ветроэнергетики также стала примером для подражания на международной арене. Внедрение механизма контрактов на разницу цен (Contracts for Difference) позволило снизить риски для девелоперов и стоимость энергии для потребителей. Эта система работает в обе стороны: когда рыночные цены на электричество взлетают, ветропарки возвращают разницу потребителям. Так, во время газового кризиса зимы 2022–2023 годов морские ВЭС сэкономили среднему британскому домохозяйству около 18 фунтов стерлингов, выступая стабилизатором цен на фоне волатильности ископаемого топлива.

Впрочем, отчет не скрывает и существующих вызовов. Инфляция, рост процентных ставок и удорожание материалов в последние годы оказали давление на цепочки поставок. Стоимость строительства новых газовых турбин выросла в три раза, и ветроэнергетика также столкнулась с ростом цен после периода их снижения. Для дальнейшего развития отрасли необходима консолидация и стандартизация технологий. Производители, такие как Vestas, призывают унифицировать размеры компонентов, чтобы упростить логистику и ускорить производство. Бездумная гонка за размером турбин может привести к потере наработанного опыта и проблемам с инфраструктурой.

Для поддержки сектора правительство создало государственную энергетическую компанию Great British Energy, которая инвестирует в развитие цепочек поставок и портовой инфраструктуры. Особое внимание уделяется глубоководным портам и технологиям плавучих платформ, которые позволят осваивать ветровые ресурсы в более отдаленных участках моря. Примечательно, что порт Блайт, с которого всё начиналось 25 лет назад, остается в центре событий. Теперь здесь располагается национальный центр тестирования возобновляемых источников энергии ORE Catapult, где проходят испытания лопасти длиной более 100 метров и новейшие трансмиссии.

К 2025 году Великобритания успешно завершила отказ от угольной генерации, заменив её мощностями ВИЭ и газа. В ближайшие годы ожидается, что ветер обгонит газ и станет главным источником электроэнергии в стране. Проекты гигантов, таких как Hornsea 2 и строящийся Dogger Bank, который станет крупнейшей ВЭС в мире мощностью 3,6 ГВт, подтверждают эти амбиции. Dogger Bank станет первым британским проектом, использующим высоковольтные кабельные линии постоянного тока, что позволит минимизировать потери при передаче энергии на большие расстояния. Таким образом, за четверть века морской ветер превратился из смелого эксперимента в фундамент энергетической безопасности и промышленной стратегии островного государства.

Дарья Сырских

«Каждый ветрогенератор в поле и каждая солнечная панель на крыше – это символы нашего выбора: выбора в пользу гармонии с природой, а не борьбы с ней; в пользу чистого воздуха для наших детей, а не счетов за нанесенный ущерб. Это инвестиция в наследие, а не в долги».

Энергетика событий