Бразилия совместно с Японией и Италией продвигает глобальное обязательство по четырехкратному увеличению производства устойчивого топлива к 2035 году. Эта инициатива призвана ускорить декарбонизацию транспортного и энергетического секторов, став одним из ключевых предложений в преддверии климатического саммита COP30 в бразильском Белене.
«Идея в том, чтобы до саммита в Белене эта инициатива набрала обороты», – заявил Жуан Маркос Паес Леме, директор Департамента энергетики МИД Бразилии. Проект декларации, получивший название Belém 4X Pledge on Sustainable Fuels, обязывает страны-участницы увеличить использование таких видов топлива как минимум в четыре раза по сравнению с уровнем 2024 года, «учитывая различные отправные точки и национальные особенности».
Специальный посланник по климату правительства Италии Франческо Корваро уточнил, что предложение было совместно выдвинуто Бразилией, Японией, Италией и Индией. Ожидается, что и другие страны проявят интерес к присоединению, однако официальные заявления будут сделаны во время саммита. К устойчивым видам топлива относят жидкое биотопливо, биогазы, зеленый водород и синтетическое топливо (e-fuels), производимое с использованием уловленного углекислого газа и возобновляемой электроэнергии.
«Многие из этих технологий технически жизнеспособны, но они еще не производятся в достаточном масштабе», – отметил Паес Леме. Политическая поддержка в рамках COP должна дать экономическим игрокам сигнал о необходимости расширения производства. Пакт также призван заполнить пробел в соглашении, достигнутом на COP28, которое было сосредоточено на отказе от ископаемого топлива и увеличении мощностей возобновляемой энергетики, но уделяло меньше внимания сектору транспорта.
По оценкам Международного энергетического агентства, ускоренное внедрение этих технологий может привлечь до 1,5 триллиона долларов инвестиций в период с 2024 по 2035 год и создать около 2 миллионов рабочих мест. Бразилия, как один из мировых лидеров в производстве этанола благодаря программе, запущенной еще после нефтяного кризиса 1973 года, видит в этом большие перспективы.
В то же время использование биотоплива на основе сельскохозяйственных культур вызывает серьезные споры. Экологи предупреждают, что его массовое производство может усугубить проблемы продовольственной и земельной безопасности, нанести вред биоразнообразию и даже привести к увеличению выбросов. Рынок же синтетического топлива, которое теоретически может быть углеродно-нейтральным, пока находится в зачаточном состоянии и требует значительных затрат.
Глобальная декларация может способствовать не только инвестициям, но и созданию международных стандартов, регулирующих выбросы CO2 при производстве топлива и его влияние на продовольственную систему. Европейский союз рассматривает возможность присоединения к пакту, но выражает оговорки относительно роли биотоплива. При этом Италия активно выступает за то, чтобы освободить автомобили, работающие на биотопливе, от запрета на двигатели внутреннего сгорания, который вступает в силу в ЕС с 2035 года.
Для Бразилии это обязательство является ключевым элементом программы действий на COP30. Страна стремится сфокусировать климатические переговоры на практической реализации уже принятых обещаний, а также работает над созданием Коалиции углеродных рынков для согласования стандартов национальных систем.