За последнее десятилетие Китай не только бил рекорды по внедрению чистых технологий внутри страны, но и стал ключевым партнером для стран Глобального Юга в их стремлении к низкоуглеродному развитию. Китайские производители, обеспечившие бурный рост солнечной и ветроэнергетики, а также производства аккумуляторов и электромобилей (EV) у себя на родине, все активнее осваивают зарубежные рынки. В 2024 году экспорт этих четырех технологий из Китая в страны Глобального Юга превысил 72 миллиарда долларов, составив почти половину от общего объема экспорта ветряных, солнечных систем и электромобилей.
Для многих развивающихся стран импорт китайских технологий стал важным подспорьем в достижении целей устойчивого развития, расширяя доступ к электроэнергии и стимулируя рост мощностей возобновляемой энергетики. Однако эти государства все чаще заявляют о желании перейти от простых закупок к более глубокому партнерству. На двусторонних встречах и международных саммитах они выражают надежду, что Китай станет не только поставщиком зеленых технологий и услуг, но и источником знаний, которые позволят наладить собственное производство и инновации.
На дипломатическом уровне Пекин проявляет внимание к этим запросам, предлагая стипендии для обучения в Китае, платформы технического сотрудничества и профессиональные тренинги в странах-партнерах, такие как «Мастерские Лубань». Но эксперты сомневаются, что этого достаточно. Полноценная передача технологий – сложный и часто спорный процесс. Китайские компании сами извлекли выгоду из подобных обменов с европейскими и американскими партнерами во время своей индустриализации, в том числе при создании передовых секторов солнечной, ветряной и электромобильной промышленности.
Аналитики отмечают, что стимулы для китайских технологических гигантов делиться своим опытом могут быть ограничены. Андерс Хоув, старший научный сотрудник Оксфордского института энергетических исследований, описывает отношения Китая с западными партнерами скорее как «коэволюцию» – двусторонний процесс, а не одностороннюю передачу. Яркий пример – сотрудничество BMW с компанией CATL в начале 2010-х, после которого CATL стала крупнейшим в мире производителем аккумуляторов. Подобное взаимодействие наблюдалось и в развитии солнечной индустрии Китая, где немецкие и американские специалисты работали вместе с местными производителями.
В последние годы китайские производители солнечных панелей начали переносить часть своих производств в Юго-Восточную Азию, главным образом для обхода американских тарифов. Это помогло Вьетнаму, Таиланду, Малайзии и Индонезии войти в число крупных экспортеров. Однако эксперты считают, что реальная передача знаний при этом минимальна. По словам Андерса Хоува, все ноу-хау и цепочки поставок остаются в Китае, а за рубежом происходит лишь финальная сборка. «По сути, распространения знаний не происходит, хотя производство солнечных панелей есть», – отмечает он.
Схожая ситуация наблюдается и в других секторах. Джессика Ляо, доцент Университета штата Северная Каролина, указывает на китайские инвестиции в производство электромобилей в Таиланде и никелевую промышленность в Индонезии. Несмотря на то что индонезийские власти надеются с помощью Китая наладить выпуск аккумуляторов (CATL уже строит завод стоимостью 6 миллиардов долларов), эксперт сомневается в успехе. «Большая часть этого производства не затрагивает наукоемкие или технологически интенсивные этапы. Мы пока не видели явных случаев, когда принимающие страны получали бы доступ к ключевым, фундаментальным знаниям», – говорит Ляо.
Более обнадеживающим примером выглядит Бразилия – ведущий промышленный центр Южной Америки с развитым рынком чистой энергии. Китайский автогигант BYD уже запустил производство электромобилей в штате Баия, а Great Wall Motors открыла завод в Сан-Паулу. Крупнейший китайский производитель ветряных турбин Goldwind также разместил сборочную базу в Бразилии. По словам Жоау Кумару, советника по международным вопросам в агентстве развития Consorcio Nordeste, передача технологий стала «одним из центральных столпов двусторонней повестки».
Президент Бразилии Лула да Силва во время визита в Китай подчеркнул, что инвестиции должны включать образование и подготовку кадров для укрепления собственных производственных цепочек. Между странами уже действуют совместные проекты, такие как Китайско-бразильский центр по изменению климата и инновационным энергетическим технологиям. По мнению Кумару, для успеха таких инициатив необходима стабильная государственная поддержка, четкие правила в области интеллектуальной собственности и финансовые вливания. «Без ресурсов сотрудничество рискует остаться только на бумаге», – заключает он.
Тем не менее, на пути к полноценному технологическому партнерству стоят серьезные барьеры. Аналитики указывают на «тревожные сигналы», такие как введение Китаем экспортного контроля над «чувствительными технологиями», к которым могут быть отнесены и аккумуляторы. Джессика Ляо сомневается в мотивации китайских компаний: «Их стимул – не помогать местной экономике обрести независимость… их главная забота – решить проблему избыточных мощностей у себя дома. Зачем им создавать себе конкурентов в Юго-Восточной Азии?» По ее словам, компании «ходят по канату», пытаясь сбалансировать государственную поддержку с планами по зарубежной экспансии.
Другие эксперты, как Исянь Сунь из Университета Бата, считают, что китайские компании не всегда отказываются делиться технологиями намеренно. Часто для этого просто нет жизнеспособных и экономически выгодных механизмов. Кроме того, серьезной проблемой является нехватка в принимающих странах продуманной политики и квалифицированных кадров, способных освоить новые знания.
В конечном счете, успех зависит от готовности обеих сторон. Как метко заметил Андерс Хоув, «навыки и знания нельзя положить в контейнер». Простым копированием не решить проблему нехватки человеческих ресурсов в развивающихся странах. Речь должна идти не об односторонней передаче, а о взаимном обучении и совместной разработке технологий, где китайские компании и их южные партнеры работают вместе над созданием и улучшением чистых энергетических решений.