«Зеленые» технологии и китайский опыт: пути развития для Африки

С 7 по 9 апреля 2025 года в Найроби собрались эксперты для обсуждения роли Китая в переходе Африки к «зеленой» энергетике и в более широком экономическом развитии континента.

На семинаре, организованном Dialogue Earth в партнерстве с Институтом Рауля Валленберга (RWI) и Университетом Найроби, рассматривалось комплексное взаимодействие Китая с континентом, сектор критически важных минералов и африканские «зеленые» инновации.

В ходе дискуссии возникли и были затронуты более широкие вопросы: какие формы должно принимать экономическое развитие в Африке, как продвинуть африканские экономики вверх по глобальным цепочкам создания стоимости, какие уроки можно извлечь из успехов и ошибок Китая, и как бороться с коррупцией и захватом государства во многих африканских правительствах.

Это был третий из серии четырех семинаров, направленных на расширение знаний и диалога по вопросам участия Китая в решении климатических и экологических проблем. Два предыдущих состоялись в Латинской Америке и Юго-Восточной Азии, а заключительный пройдет в Европе.

Китай не новый игрок на африканском континенте. Почти все африканские страны стали получателями китайской помощи с середины 1950-х годов, когда Китай начал предлагать зарубежное сотрудничество, будучи еще страной с низким уровнем дохода. Один из участников подчеркивает, что во внешнеполитическом мышлении Китая такое сотрудничество является стратегическим и предполагает ответную помощь. Обычно это выражается в виде торговли, доступа к ресурсам или политической поддержки интересов Китая, например, в ООН.

Раннее сотрудничество выражалось в межправительственной помощи. К 1980-м годам оно трансформировалось в модель инвестиций, финансирования и помощи, основанную, в свою очередь, на японских и индийских стратегиях зарубежного сотрудничества. В XXI веке китайские инвестиции стали неотъемлемой частью экономического и политического ландшафта континента.

В ходе обсуждений было отмечено, что отношения между Китаем и Африкой выходят за рамки чисто экономических. Африканским студентам предлагаются стипендии для обучения в Китае, а африканским журналистам и государственным чиновникам — полностью оплачиваемые учебные поездки и стажировки в Китае. Бесплатные курсы китайского языка также становятся все более распространенными в африканских университетах. Электромобили, передвигающиеся по африканским городам, — китайского производства, а крупнейшим брендом мобильных телефонов в Африке является Tecno Mobile из Шэньчжэня. Тем временем, дороги и другие крупные инфраструктурные проекты, часто называемые «подарками» и «знаками дружбы», укрепляют технократическую и индустриальную идею развития, продвигаемую Китаем. Было указано, что эти связи с африканскими странами являются ключевыми для Китая в поддержании его международного политического статуса как узла глобальной власти с собственной сетью союзников. В этом смысле Китай нуждается в африканских странах политически так же, как они нуждаются в Китае экономически.

Несмотря на долгие исторические связи и рост «мягкой силы», мнения о влиянии китайских инвестиций на континенте расходятся. Отмечается, что взгляды правительств, как правило, позитивны, в основном из-за возможностей экономического развития. В то же время восприятие на уровне общин чаще негативное: участники подчеркивают, что выгоды от проектов часто не доходят до местного населения, что порождает напряженность. Утверждается, что многие общины выражают сожаление по поводу отсутствия консультаций и информации, перемещений, которые часто происходят без надлежащей компенсации, несмотря на существующее законодательство и руководящие принципы, гарантирующие ее, а также экологических последствий, таких как загрязнение воды и почвы, ставящих под угрозу их средства к существованию. Отмечается также, что китайские компании могут не понимать, как правильно взаимодействовать с местными общинами, поскольку не имеют такого опыта работы в Китае. Один из участников выделяет, что негативное восприятие среди общин — это не обязательно реакция только на Китай, а симптом недовольства местной политикой.

Основной областью обсуждения стало экономическое развитие, часто в его традиционном понимании. Участники подчеркнули необходимость индустриализации африканских стран и их продвижения вверх по глобальным цепочкам создания стоимости для создания богатства, рабочих мест и более устойчивых экономик.

Участники выразили сожаление по поводу исторической зависимости африканских экономик от экспорта сырья. Этот экономический феномен сохраняется во многих секторах и сегодня, включая те, что тесно связаны с глобальным «зеленым» переходом, например, сектор критически важных минералов.

Другие участники подняли вопрос о готовности африканских правительств и народов к негативным последствиям и огромным потрясениям, исторически сопровождавшим индустриальное развитие по принципу «сначала загрязняй, потом очищай». Один из выступавших, приводя в пример Китай, указал на издержки загрязнения и деградации окружающей среды, устранение которых потребовало огромных денег, экспертизы и усилий, при этом многое было утрачено навсегда. Также упоминалась социальная дезинтеграция и потрясения, вызванные индустриализацией, когда фермеров традиционно перемещали на заводы и в другие сектора наемного труда, часто с низкими правами, оплатой и плохими контрактами. Участник задается вопросом, готовы ли африканские правительства и граждане к этому.

Развитие — это сложный процесс. Один из участников заявляет, что многие африканские страны слишком узко мыслят, стремясь привлечь иностранные инвестиции и добиться краткосрочного экономического роста. Более эффективный подход, по его предложению, заключается в обеспечении долгосрочного роста за счет повышения уровня знаний и навыков, как это успешно сделали Китай и другие страны Восточной Азии. Это привело к обсуждению передачи знаний и технологий в отношениях между Китаем и Африкой. Такие передачи зафиксированы, например, в Пекинском плане действий 9-го Форума по китайско-африканскому сотрудничеству, который считается основой для отношений до 2027 года. Однако на сегодняшний день многие проекты, инициированные китайскими инвесторами, полагаются на экспертизу китайских инженеров и проектировщиков, что является источником напряженности в отношениях.

В ответ на эти проблемы в ходе дискуссии был поднят вопрос о возможности других, более «чистых» способов стимулирования африканской индустриализации, производства, экономического развития, а также повышения квалификации и передачи знаний. В качестве примера были приведены инновации в развивающихся «зеленых» технологиях, таких как электромобили и электронное оборудование. В Кении обе эти сферы могут выиграть от чрезвычайно чистой выработки электроэнергии в стране.

Поездка на два предприятия в Найроби позволила получить представление о том, как инновации, легкая промышленность и использование связей с китайскими партнерами могут предложить пути к экономическому развитию.

В Gearbox Europlacer, найробийском производителе электроники, кенийские инженеры проектируют и собирают широкий спектр оборудования, такого как мониторы для резервуаров с водой на солнечных батареях для экспорта в Гамбию и медицинское оборудование для Великобритании. Многие оригинальные компоненты импортируются из Китая, а такие платформы, как Alibaba, обеспечивают связь с китайскими поставщиками. Предприятие пользуется налоговыми льготами Кении для местного производства, инвестируя при этом в обучение персонала.

Участники семинара также посетили BasiGo, новаторскую компанию по производству электрических автобусов со штаб-квартирой в Найроби и растущим присутствием в Руанде. Стартап сотрудничает с китайской компанией BYD для импорта компонентов электробусов и их сборки в Кении. Между сотрудниками BasiGo и BYD происходит регулярный обмен знаниями, включая визиты сотрудников BasiGo на заводы в Китае и определенную передачу технологий. Требование правительства Кении о 30% местного содержания также способствует стимулированию некоторых местных отраслей, таких как производство стекла и материалов для интерьера.

BasiGo помогает перевести систему общественного транспорта Найроби с дизельных двигателей. Поскольку почти 90% электроэнергии в Кении вырабатывается из возобновляемых источников, углеродный след новых автобусов чрезвычайно низок.

Старший менеджер компании, который провел участников по одному из объектов BasiGo в Найроби, заявляет, что цель состоит не просто в продаже автобусов, а в создании целой экосистемы с зарядными станциями, обученными механиками и сетями возобновляемой энергии.

К 2027 году стартап планирует развернуть 1000 электромобилей по всей Восточной Африке, а в дальнейшем надеется расширить производство. Однако такие проблемы, как высокие импортные пошлины на запчасти и ненадежное электроснабжение, сохраняются. Это подчеркивает главный парадокс для африканских стран: при желании производить внутри страны, зачастую дешевле импортировать напрямую, обычно из Китая. Как сбалансировать стимулы затрат и экономического развития – а также краткосрочные и долгосрочные перспективы – одна из самых насущных политических задач для африканских правительств сегодня.

На протяжении всего обсуждения разговор регулярно возвращался к проблеме коррупции и захвата государства. Не как к абстрактной силе, а как к основному фактору, способствующему плохой инфраструктуре во многих африканских странах, отсутствию создания добавленной стоимости из сырья и тому, почему иностранные инвесторы из Китая и других стран пренебрегают экологическими законами.

Один из присутствовавших экспертов по управлению говорит, что коррупция — это не просто проблема, а «величайшая угроза превращению ресурсов Африки в общественное благо». По его словам, ссылаясь на данные, рассчитанные Группой высокого уровня по незаконным финансовым потокам из Африки под руководством Табо Мбеки, за последние два десятилетия из Африки через незаконные финансовые потоки было выведено более 1 триллиона долларов США.

Эта коррупция напрямую способствует принятию неверных решений по крупным инфраструктурным, горнодобывающим и промышленным проектам, что приводит к негативным последствиям для местных общин и воспроизводит экстрактивизм, который формировал отношения большинства африканских экономик с миром, продолжает эксперт.

Предложенные решения включают усиление защиты информаторов, региональные антикоррупционные альянсы и контракты, связывающие инвестиции с прозрачными местными квотами на рабочие места и переработкой с добавленной стоимостью. Как прямо заявляет один из участников, если их лидеры не будут действовать в их интересах, они продолжат оставаться жертвами повестки дня каждого иностранного инвестора.

Кроме того, участники увидели явную необходимость в накоплении знаний и понимания того, как действуют китайские заинтересованные стороны в зарубежных инвестициях, каковы их экономические и политические стимулы и как эффективно с ними взаимодействовать.

Семинар завершился публичной панельной дискуссией в Университете Найроби, на которой присутствовали в основном студенты. Вопросы аудитории были сосредоточены на ведении переговоров о справедливых и взаимовыгодных сделках с китайскими партнерами, создании рабочих мест и предотвращении так называемого «ресурсного проклятия». Присутствующие также интересовались уроками, которые можно извлечь из истории развития Китая, и возможностями для улучшения взаимодействия с КНР.

Как было подчеркнуто на семинаре, ключевая роль в формировании и управлении взаимодействием Африки с Китаем принадлежит африканским правительствам и другим заинтересованным сторонам.

Один из участников, впрочем, справедливо отметил, что ведение переговоров с Китаем или любым другим иностранным инвестором требует специальных навыков и политической воли.

 

Мария Воронова

«Сила чистой энергии — в ее доступности и демократичности; солнце светит для всех, и ветер дует для каждого».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours