Канцлер Германии Фридрих Мерц намерен заручиться поддержкой правящей коалиции, чтобы добиться смягчения общеевропейского запрета на продажу новых автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) после 2035 года. Эта инициатива прозвучала в преддверии «автомобильного саммита» с участием ведущих руководителей автопрома и представителей профсоюзов.
Предложение канцлера направлено на то, чтобы предоставить производителям более гибкий путь к достижению климатической нейтральности. В частности, обсуждается возможность разрешить продажу новых подключаемых гибридов и электромобилей с функцией увеличенного запаса хода и после 2035 года. Этот шаг является частью более широкой стратегии по поддержке ключевого сектора немецкой экономики на фоне растущей конкуренции со стороны Китая и торговой неопределенности в отношениях с США.
Несмотря на первоначальное сопротивление со стороны отдельных членов Социал-демократической партии – партнера по коалиции, – ожидается, что СДПГ поддержит общую линию. Влиятельным сторонником позиции канцлера выступил Олаф Лис, премьер-министр Нижней Саксонии, правительство которой является вторым по величине акционером Volkswagen AG. Он заявил, что цель по климатической нейтральности для новых автомобилей к 2035 году должна сохраниться, но для ее достижения могут применяться «различные технологические варианты».
По словам Лиса, «наиболее экономичным решением всегда будет электромобильность». При этом он допустил, что «другие варианты, такие как автомобили с увеличенным запасом хода или подключаемые гибриды, могут быть возможны в переходный период», хотя их доля, скорее всего, будет небольшой. Параллельно правительство Германии уже подтвердило продление налоговых льгот для покупателей новых электромобилей до 2035 года, чтобы стимулировать спрос.
Европейская комиссия в настоящее время пересматривает свои нормативы по выбросам для автомобильного сектора и планирует до конца года представить пакет мер поддержки. По данным источников, знакомых с ходом обсуждения, он может включать дополнительную гибкость в достижении цели по сокращению выбросов на 55 % к 2030 году. Однако в Брюсселе по-прежнему не готовы полностью отказаться от цели по переходу исключительно на автомобили с нулевыми выбросами после 2035 года. При этом уже принято решение сделать исключение для так называемого синтетического топлива (e-fuels), которое можно будет использовать в новых ДВС.
Автопроизводители, в целом взявшие курс на электрификацию, давно выражают недовольство жестким графиком, установленным ЕС. Глава Mercedes-Benz AG Ола Каллениус, также возглавляющий отраслевое лобби ACEA, является одним из самых активных сторонников смягчения норм по выбросам CO2. Сам канцлер Мерц высказался более резко, заявив: «Я не хочу, чтобы Германия была одной из стран, которые цепляются за этот ложный запрет». Он призвал ЕС принять окончательное решение до конца текущего года, подчеркнув важность «технологической открытости».