Конфликт в небе Германии: бундесвер против ветроэнергетики

В университетском городе Тюбинген, расположенном на юго-западе Германии у реки Неккар и известном связью с такими мыслителями, как Георг Вильгельм Фридрих Гегель, разворачивается конфликт между интересами обороны и энергетической безопасности.

Тюбинген находится вдали от зон конфликтов, недалеко от границ с Францией и Швейцарией. Тем не менее, из-за немецких правил, резервирующих воздушное пространство для военных нужд, город с населением 90 000 человек был вынужден отменить строительство трех ветряных турбин. Участок был тщательно выбран на окраине города с минимальным воздействием на природу и мог бы обеспечить электроэнергией 10 000 человек.

Мэр Борис Палмер сообщает, что все шло идеально, но в последний момент Бундесвер, который ранее не выходил на связь, запретил строительство. Независимый политик, ранее состоявший в партии Зеленых, добавляет, что из-за этого около полумиллиона евро, вложенных в планирование и согласование, были потрачены впустую.

Ситуация в Тюбингене не уникальна. По данным ассоциации ветроэнергетики BWE, с 2020 года по всей Германии военные соображения, связанные с возможными помехами для работы радаров и полетов вертолетов, заблокировали проекты ветроэнергетики общей мощностью около 5 гигаватт. Этого объема достаточно для энергоснабжения такого мегаполиса, как Берлин.

Эта проблема затрудняет достижение двух ключевых приоритетов Германии: укрепление энергетической самодостаточности и повышение национальной безопасности. Оба аспекта приобрели особую важность после начала конфликта на Украине, спровоцировавшего энергетический кризис из-за прекращения поставок российского газа. Уязвимость энергосистем в переходный период к возобновляемым источникам энергии также подчеркивается недавними масштабными отключениями электроэнергии в Испании.

Сложившаяся дилемма также показывает, как немецкая бюрократия может препятствовать усилиям правительства по инвестированию сотен миллиардов евро для поддержки экономики и перевооружения на фоне изменений в оборонной политике союзников.

Германия, будучи пионером в области возобновляемой энергетики, начала устанавливать крупные ветропарки около 20 лет назад. По мере истечения срока службы старых установок одним из вариантов является их замена на новые, более мощные – этот процесс известен как репауэринг.

Новые ветрогенераторы выше старых, кончики их лопастей могут достигать высоты 250 метров над землей, что в некоторых случаях более чем в два раза превышает высоту прежних моделей. Это увеличивает вероятность вторжения в воздушное пространство, зарезервированное для гражданских и военных радаров, а также для маршрутов полетов вертолетов.

По данным федерального ведомства, отвечающего за оборонную инфраструктуру, за последние четыре года немецкие военные наложили вето примерно на 6% ветроэнергетических проектов на этапе согласования. Хотя эта цифра может показаться небольшой, Леонхард Пробст из Института солнечных энергетических систем Fraunhofer ISE отмечает, что она превышает годовой объем вводимых в стране мощностей.

Он считает, что самой большой проблемой является неопределенность, из-за которой многие проекты терпят неудачу еще до стадии утверждения вследствие очевидно неясных и непредсказуемых процессов.

Немецкие власти утверждают, что проблемы обороны не являются единственной причиной. Ведомство по оборонной инфраструктуре заявляет, что «военные соображения не всегда были единственным решающим фактором» при отклонении проектов ветроэнергетики. Оно рекомендует «тщательно планировать проекты и привлекать Бундесвер на ранней стадии».

Процесс согласования начинается с неофициального запроса. По словам Андреаса Хорнига, главы BayWa r.e. Wind GmbH, одного из крупнейших разработчиков ветроэнергетических проектов в Германии, Бундесвер может рассматривать предварительный запрос до шести месяцев.

В других странах нет такой сложной системы, как в Германии, где вопросами военного воздушного пространства занимаются как минимум два ведомства: управление воздушного движения Бундесвера и ведомство по оборонной инфраструктуре. Разделение ответственности между ними может приводить к потере информации.

Иньиго Олагибель, председатель Qualitas Energy, крупнейшего инвестора в проекты репауэринга в Германии, называет это «очень специфической, неизученной проблемой» и подчеркивает необходимость поиска решений.

Представители отрасли уже несколько месяцев ведут переговоры с немецкими военными и политиками. Олагибель добавляет, что возможные решения варьируются от смягчения правил в определенных зонах до использования специальных устройств для поддержки радарных сигналов вблизи турбин, подобных тем, что разработаны компанией Indra Sistemas SA для соседней Польши.

Поиск решения имеет решающее значение, поскольку, по оценкам BloombergNEF, Германия станет одним из трех крупнейших рынков для проектов репауэринга в течение следующего десятилетия. Однако текущие темпы указывают на то, что страна не достигнет цели по установленной мощности наземных ветроэлектростанций в 115 гигаватт к 2030 году.

Для восполнения дефицита Германии потребуется модернизировать существующие ветропарки и строить новые. Однако исследование лоббистской группы ветроэнергетики BWE показывает, что с 2020 года только около 20% наземных ветроэнергетических проектов, затронутых военными вопросами, прошли процесс согласования, и менее половины из них в конечном итоге получили разрешение.

В исследовании BWE говорится, что «ни военные полигоны, ни вертолетные маршруты не являются фундаментальной проблемой, проблема скорее в поздней и неполной коммуникации со стороны Бундесвера и его нежелании находить компромиссные решения».

По словам Хорнига из BayWa, немецкие военные восприняли критику, и коммуникация стала лучше и прозрачнее. В случаях отклонения планов Бундесвер предлагает альтернативы, например, соглашается на установку более низких турбин или их перенос.

Детлеф Шрайбер, генеральный директор CEE Group, управляющей компании, специализирующейся на проектах репауэринга, утверждает, что «эти правила не представляют собой абсолютного барьера». Он считает, что модернизация ветропарков «все еще может быть экономически целесообразной при внесении корректировок – например, в высоту турбин».

В Тюбингене, расположенном в холмистой местности недалеко от Шварцвальда, в отличие от плоского северного побережья Германии, где большие площади остаются свободными для радаров, проблемой стали низколетящие вертолеты.

По словам мэра, переноса маршрутов всего на несколько сотен метров было бы достаточно для продолжения ветроэнергетического проекта, но Бундесвер заявил, что не может юридически обозначить новые маршруты.

Палмер говорит, что «доходит до того, что понимаешь: дело не в реальности, а в правилах – как это часто бывает в Германии».

Несмотря на трудности, цель Тюбингена стать углеродно-нейтральным к 2030 году не находится под угрозой. Более крупный ветроэнергетический проект успешно продвигается, поскольку необходимая информация для планирования от немецких военных была получена заблаговременно.

Мэр выражает надежду, что «это означает, что то, с чем мы столкнулись – остановка в последнюю минуту – больше не должно повториться».

 

Алихан Ташенов

«Переход на чистую энергию — это самый масштабный проект нашего поколения, возможность оставить после себя мир, полный света, а не тени».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours