Китайская индустрия электрических автомобилей пережила беспрецедентный рост производства и глобального влияния. Однако новая проблема уже на горизонте — увеличивающееся число списанных автомобилей, так как аккумуляторные батареи электромобилей достигают конца своего жизненного цикла. Эта новая тенденция порождает развивающийся рынок переработки и повторного использования (рециклинга) списанных аккумуляторных батарей. Ключевой вопрос заключается в том, готов ли Китай расширить свое лидерство в области электромобилей на сегмент постпотребительской части цепочки поставок.
Когда в 2012 году началась регистрация данных, Китай произвел всего 13 000 электромобилей. К 2018 году это число увеличилось почти в десять раз до 115 000 и выросло еще в десять раз до 1,2 миллиона в 2024 году. Такой стремительный рост в значительной степени обуславливается поддерживаемой государством политикой, включая инвестиции в научные исследования и разработки, налоговые льготы и инфраструктурные субсидии. По состоянию на октябрь 2024 года китайские компании занимают 76 процентов глобального рынка электромобилей, что делает Китай бесспорным лидером в этом секторе.
На первый взгляд, Китай выглядит хорошо подготовленным к лидерству в переработке батарей. Тем не менее, те же факторы, которые способствовали его быстрому подъему в производстве электромобилей — скорость, масштаб, конкурентоспособность и технологическая сложность — также создают уникальные препятствия для его расширения в новый сегмент рынка.
Беспрецедентная скорость развития электромобилей в Китае опережает создание регуляторных и информационных структур. В отличие от Европейского Союза, где существует детальное законодательство, регулирующее обязательства производителей, отслеживание жизненного цикла аккумуляторных батарей и надлежащее соблюдение в цепочке поставок, регулирующая инфраструктура Китая остается недостаточно развитой. Этот разрыв особенно очевиден в секторе переработки аккумуляторных батарей электромобилей, где успех зависит от равных условий, поддерживаемых четкими и подотчетными регуляциями.
Конкурентная природа китайского рынка электромобилей, которая стимулировала инновации по всей цепочке поставок, также усложняет ситуацию. Гиперконкурентная промышленная экосистема характеризуется множеством участников рынка, их дочерними компаниями и бесчисленными неофициальными теневыми партнерами. Значительная часть цепочки поставок переработки батарей EV работает в тени, вне досягаемости регуляторного контроля.
С 2018 по 2023 год Министерство индустрии и информационных технологий Китая сертифицировало 156 компаний для переработки списанных аккумуляторных батарей электромобилей, в то время как более 40 000 компаний имеют лицензии на осуществление данной деятельности. С учетом того, что менее четырех из 1 000 использованных аккумуляторных батарей электромобилей перерабатываются сертифицированными переработчиками, очевидна необходимость в более строгом контроле.
Технологическое превосходство Китая стало краеугольным камнем успеха его индустрии электромобилей, но оно опережает развитие необходимых технических стандартов. Страна, обладающая 44 процентами мировых патентов в области электромобилей, добилась значительных успехов в инновациях. Однако ключевые области, такие как оценка оставшегося срока службы аккумуляторных батарей электромобилей и установление требований к отчетности по переработке, остаются нестандартизированными.
Хотя у Китая есть амбициозная цель достичь пика углеродных выбросов к 2030 году и добиться углеродной нейтральности к 2060 году, отсутствие стандартизированной структуры для учета углерода на протяжении жизненного цикла электромобилей оставляет экологическое воздействие батарей электромобилей в значительной степени спекулятивным. Этот разрыв подрывает усилия по приведению отрасли в соответствие с ее целями по устойчивому развитию.
Несмотря на эти проблемы, у Китая есть два уникальных преимущества — масштаб его рынка и потенциал для создания согласованной регуляторной структуры.
Огромный размер рынка Китая является критически важным активом. Переработка аккумуляторных батарей электромобилей требует значительных первоначальных инвестиций и подвержена рыночной волатильности, особенно в ценообразовании на критически важные минералы, такие как карбонат лития, цена на которые колебалась в десять раз с 2020 по 2022 год. Масштаб Китая обеспечивает жизнеспособность рынка в долгосрочной перспективе, даже при тонких маржах прибыли и гиперконкуренции.
Более того, китайское государство имеет потенциал для создания единой рыночной инфраструктуры. Сильная структура будет включать механизмы для обеспечения обязательств производителей, отслеживания углеродных следов, стандартизации технических рекомендаций и обеспечения прозрачности через надежные системы отчетности, мониторинга и проверки. Несмотря на достигнутый прогресс, успех усилий Китая по переработке аккумуляторных батарей электромобилей будет зависеть от способности государства реализовать справедливые, подотчетные и прозрачные регуляции.
Удивительный бум электромобилей в Китае за последнее десятилетие создал обширную, инновационную и глобально доминирующую цепочку поставок. По мере расширения отрасли в сегмент постпотребителей устойчивое развитие этого бума будет зависеть от способности отрасли ответственно управлять компонентами электромобилей после потребления.
Сильное развитие сегмента постпотребителей служит настоящим лакмусовым тестом на экологичность электромобилей, требуя совместных усилий для создания необходимой юридической, регуляторной, технической и логистической инфраструктуры. Благодаря своему масштабу и потенциалу для регуляторной согласованности, Китай может возглавить глобальную революцию в переработке аккумуляторных батарей электромобилей. Однако сможет ли он воспользоваться этой возможностью, будет зависеть от решительных действий государства и отрасли в предстоящие годы.
- Об авторе: Ифэй Ли — ассистент профессора экологических исследований в Национальном юридическом университете Шанхая и главный автор книги «Китай становится зеленым: принудительная экологическая политика для проблемной планеты» (Polity, 2020).
- Источник: Эта статья была впервые опубликована на East Asia Forum.
+ There are no comments
Add yours