
Международное энергетическое агентство (МЭА) представило новый аналитический доклад, посвященный трансформации подходов Китая к финансированию энергетических проектов в странах с формирующимся рынком и развивающейся экономикой. Согласно данным исследования, на фоне общего роста глобальных инвестиций в энергетику, которые в 2025 году превысили 3,3 триллиона долларов, распределение капитала остается крайне неравномерным. Развивающиеся страны за пределами Китая привлекают лишь 27% от общего объема профильных инвестиций и только 18% средств, направляемых на развитие чистой энергетики, несмотря на то что в этих регионах проживает почти две трети населения планеты.
В этом контексте роль КНР остается ключевой как за счет масштабных внутренних вложений, так и благодаря внешней финансовой экскурии. С 2015 года официальные институты Китая ежегодно выделяли в среднем более 55 миллиардов долларов на энергетические проекты в развивающихся странах. В совокупности за десятилетний период с 2015 по 2024 год объем китайских обязательств составил около 565 миллиардов долларов, из которых 335 миллиардов были направлены в сектор ископаемого топлива, а 230 миллиардов – в технологии чистой энергетики и соответствующую инфраструктуру.
Эксперты МЭА отмечают существенный структурный сдвиг в модели китайского участия. Если раньше основными драйверами выступали государственные банки политики, такие как China Development Bank и Export–Import Bank of China, предоставлявшие крупные суверенные займы, то в последние годы их активность заметно снизилась. На смену этой модели пришел более конкурентный, но по-прежнему направляемый государством подход. Теперь значительную роль играют государственные предприятия, коммерческие банки и специализированные фонды, такие как Silk Road Fund.
Этот переход сопровождается диверсификацией используемых финансовых инструментов. Вместо традиционного кредитования все чаще применяются прямые инвестиции в акционерный капитал, создание совместных предприятий и предоставление гарантий. Важным звеном в новой архитектуре стала страховая корпорация Sinosure, которая помогает минимизировать коммерческие и политические риски, делая проекты более привлекательными для банковского финансирования. Примечательно, что объем поддержки «зеленых» инициатив со стороны Sinosure вырос с 39 миллиардов долларов в 2022 году до более чем 60 миллиардов в 2024 году.
Изменения в стратегии Пекина отражают адаптацию к новым глобальным и внутренним обстоятельствам, включая стремление к достижению углеродной нейтральности. В то время как кредитование со стороны банков политики теперь почти полностью сосредоточено на чистых технологиях, государственные энергетические компании демонстрируют более сбалансированный технологический микс, активно инвестируя в солнечную и ветровую генерацию, а также в модернизацию электрических сетей. В докладе МЭА приводятся примеры реализации крупных объектов, таких как солнечная электростанция мощностью 1 ГВт в Узбекистане, где финансирование впервые было привлечено в юанях под гарантии Sinosure, что позволило снизить зависимость от колебаний курса доллара.
Для развивающихся стран эволюция китайской модели создает как новые возможности, так и определенные вызовы. С одной стороны, расширение участия Китая в акционерном капитале и готовность разделять риски способствуют реализации сложных инфраструктурных проектов. С другой стороны, сокращение объемов льготного долгосрочного кредитования требует от принимающих стран создания более прозрачных и надежных регуляторных условий. По мнению аналитиков МЭА, успех энергетического перехода в этих регионах будет во многом зависеть от способности правительств предлагать жизнеспособные проекты, соответствующие новым, более рыночным критериям китайских инвесторов.
Китайский официальный капитал также активно осваивает новые сегменты, такие как производство экологически чистой стали в Саудовской Аравии или создание систем автономного энергоснабжения для горнодобывающей промышленности в Южной Африке. В Латинской Америке китайские компании стали крупнейшими инвесторами в распределительные сети, обеспечивая технологическую базу для интеграции возобновляемых источников энергии. Таким образом, несмотря на общее снижение объемов ежегодных обязательств по сравнению с пиковыми значениями середины прошлого десятилетия, КНР остается крупнейшим государственным спонсором энергетического развития в глобальном масштабе.