
Австралийский аналитический центр Climate Energy Finance (CEF) представил свои рекомендации в рамках пересмотра схемы кредитования углеродных единиц ACCU, запланированного на 2026 год. В своем обращении к Управлению по изменению климата Австралии эксперты подчеркнули необходимость срочной реформы государственной политики для достижения целей по сокращению выбросов к 2035 году. Авторы доклада указывают на то, что Австралия сталкивается с двойным кризисом – климатическим и экологическим, совокупная стоимость которого для экономики страны оценивается сегодня в 38 миллиардов австралийских долларов в год. По прогнозам актуаариев, к 2060 году эта цифра может удвоиться и достигнуть 73 миллиардов долларов, если не будут приняты решительные меры по вмешательству в рыночные механизмы.
Ключевым предложением аналитиков является существенное повышение стоимости углеродных единиц, чтобы цена на них приблизилась к показателям Европейского союза, где тонна CO2-эквивалента торгуется на уровне около 82 евро. В настоящее время ценовые сигналы на австралийском рынке недостаточно сильны, чтобы стимулировать промышленные предприятия к реальной модернизации и внедрению технологий с низким уровнем выбросов. Для создания необходимого давления на загрязнителей предлагается ужесточить требования в рамках программы Safeguard Mechanism, поэтапно снижая порог регулируемых выбросов со 100 тысяч тонн в год до 25 тысяч тонн к 2030 году. Это заставит большее число промышленных объектов платить за загрязнение окружающей среды.
Эксперты CEF обращают внимание на то, что видимые успехи Австралии в снижении выбросов за последние два десятилетия во многом обманчивы. С 2005 по 2024 год национальный кадастр парниковых газов сократился на 29%, однако 91% этого снижения был обеспечен сектором землепользования и лесного хозяйства (LULUCF). Если исключить этот сектор из расчетов, то реальное сокращение выбросов в промышленности, на транспорте и в энергетике составило минимальные значения, а в некоторых сегментах объемы загрязнения даже выросли. Текущая динамика, по мнению авторов доклада, не позволит стране выполнить взятые на себя международные обязательства без кардинального пересмотра подходов.
Особое внимание в документе уделяется вопросу финансирования восстановления природы. Согласно расчетам, для реабилитации деградировавших ландшафтов Австралии требуется ежегодно инвестировать около 7,3 миллиарда долларов в течение следующих 30 лет. Государственный бюджет не способен в одиночку покрыть такие расходы, поэтому предлагается использовать механизмы углеродного рынка для привлечения частного капитала. Интеграция схемы ACCU и Safeguard Mechanism должна работать таким образом, чтобы средства, выплачиваемые промышленными загрязнителями за превышение квот, направлялись на проекты по восстановлению почв, речных систем и сохранению биоразнообразия.
Финансовые потоки, направленные на разрушение природы, в глобальном масштабе все еще многократно превышают инвестиции в ее сохранение. Программа ООН по окружающей среде оценивает объем частного финансирования, негативно влияющего на природу, в 5 триллионов долларов США, что составляет 5% мирового ВВП. В то же время на решения, основанные на природе, выделяется лишь около 200 миллиардов долларов. Австралийские аналитики настаивают на принципе «загрязнитель платит», считая, что только жесткое регулирование и высокие цены на углерод могут переломить эту тенденцию и перенаправить капитал от добывающих отраслей в проекты по восстановлению экосистем.
В докладе также проводится сравнение австралийской модели с международными системами торговли выбросами. Большинство мировых схем, таких как EU ETS или системы в Великобритании и Китае, работают по принципу cap-and-trade с жестким ограничением общего объема квот и их продажей на аукционах, что позволяет регуляторам напрямую влиять на цену углерода. Австралийская система, привязанная к базовым уровням выбросов конкретных предприятий, требует тонкой настройки баланса спроса и предложения. Чтобы схема работала эффективно, предложение кредитов должно быть ограничено, а спрос со стороны промышленности – искусственно стимулироваться через снижение лимитов выбросов.
Самым большим риском для экономики и экологии авторы называют промедление. Откладывание решительных мер приводит к необратимым последствиям, таким как вымирание видов, разрушение среды обитания и рост частоты природных катастроф. Страховые компании уже фиксируют резкое увеличение убытков от климатических явлений. В связи с этим CEF призывает регуляторов не только повышать стандарты отчетности и проверки углеродных проектов, но и активно развивать новые финансовые инструменты, такие как «природные» облигации и фонды, чтобы обеспечить необходимый масштаб инвестиций в спасение уникальной австралийской природы.