Выбросы Китая прекратили рост благодаря рекордному вводу ВЭС и солнечных станций

Согласно новому аналитическому отчету Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA), энергетический переход Китая в 2025 году достиг важного поворотного момента: общие выбросы CO₂ в стране перестали расти, а в секторах электроэнергетики и транспорта наметился спад. Этот результат стал возможен благодаря беспрецедентному буму чистой энергетики, масштабы которого позволили покрыть весь рост спрос на электричество. Однако, несмотря на позитивные рыночные тренды, страна рискует не выполнить ключевые климатические показатели текущей пятилетки, а угольная промышленность продолжает расширять мощности, создавая противоречивую картину китайской декарбонизации.

Главным драйвером стабилизации выбросов стала электроэнергетика. В 2025 году выбросы в этом секторе, как ожидается, покажут первое годовое снижение с 2016 года. Ввод новых мощностей солнечной и ветровой генерации идет рекордными темпами: объем добавленной чистой энергии за один год превышает всю генерацию Германии. В первой половине 2025 года доля низкоуглеродной электроэнергии достигла 40 %. Это привело к тому, что выработка угольных электростанций начала падать, даже несмотря на то, что общий спрос на электричество вырос более чем на 6 %. Если текущие тенденции сохранятся до конца года, это будет означать, что пик выбросов в китайской электроэнергетике, возможно, уже пройден. Тем не менее, парадокс ситуации заключается в том, что строительство новых угольных блоков продолжается высокими темпами как следствие волны разрешений, выданных в 2022–2023 годах. В первой половине 2025 года было введено в эксплуатацию 21 ГВт угольных мощностей, что является максимумом за последнее десятилетие, а вывод старых станций из эксплуатации практически остановился.

Ситуация в промышленном секторе выглядит неоднозначно. С одной стороны, спад в строительстве привел к сокращению производства цемента и стали, что снизило выбросы в этих традиционно грязных отраслях. С другой стороны, химическая промышленность демонстрирует взрывной рост, особенно в сегменте переработки угля в химикаты и электротопливо, где потребление угля подскочило на 20 %. Этот рост нивелирует успехи в других сферах и ставит под угрозу выполнение климатических обязательств. Металлургия также отстает от плановых показателей: цель по увеличению доли электростали (выплавляемой в электродуговых печах) до 15 % к 2025 году, вероятно, не будет достигнута из-за переизбытка мощностей доменного производства и отсутствия достаточных экономических стимулов для перехода на более чистые технологии.

Транспортный сектор, напротив, стал историей успеха. Потребление нефти в нем снижается второй год подряд, что подтверждает прохождение пика спроса на топливо в 2023 году. Электрификация транспорта идет с опережением всех прогнозов: доля электромобилей (NEV) в продажах новых машин достигла 48 %, а в сегменте легковых авто превысила 50 %. Парк электрических грузовиков также растет экспоненциально, увеличив свою долю рынка с 8 % до 23 % всего за год. Развитие зарядной инфраструктуры и расширение сети высокоскоростных железных дорог, длина которой достигла 50 000 км, дополнительно ускоряют отказ от ископаемого топлива в перевозках.

На политическом уровне ситуация остается сложной. Аналитики CREA указывают, что Китай, скорее всего, не выполнит цель 14-й пятилетки (2021–2025 годы) по снижению углеродоемкости ВВП на 18 %, достигнув лишь около 12 %. Также под вопросом обещание «строго контролировать» рост потребления угля. Недавно объявленные цели на 2035 год, предполагающие сокращение выбросов на 7–10 % от пикового уровня, выглядят крайне консервативными на фоне реальных темпов внедрения ВИЭ. Эксперты полагают, что Пекин намеренно занижает планку, чтобы гарантированно перевыполнить план, однако отсутствие четкой фиксации года прохождения пика выбросов оставляет лазейки для их кратковременного роста. В то же время новая политика ценообразования для ВЭС и солнечных станций, требующая от них конкуренции на рынке наравне с углем, создает неопределенность для инвесторов и может замедлить темпы ввода новых мощностей в ближайшем будущем. Тем не менее, набранный инерционный момент в развитии чистых технологий и их экономическая значимость дают основания полагать, что Китай сможет удержать тренд на снижение выбросов, даже если официальные цели останутся осторожными.

Александр Ескендиров

«Переход к альтернативной энергетике – это смена нашей философии. Мы перестаем быть добытчиками прошлого и становимся партнерами настоящего, черпая силу не из недр земли, а из щедрости солнца и дыхания ветра».

Энергетика событий