
Правительство Канады во главе с премьер-министром Марком Карни ведет переговоры с провинцией Альберта о заключении знакового соглашения. Оно призвано создать «необходимые условия» для строительства нового нефтепровода к западному побережью страны. Эта сделка может определить будущее энергетической и климатической политики Канады.
Проект, позволяющий танкерами поставлять сырую нефть на зарубежные рынки, является одним из главных требований премьера Альберты Даниэль Смит. Однако, несмотря на ожидаемое соглашение, Марк Карни подчеркнул, что предстоит проделать большую работу. «Мы считаем, что правительство Британской Колумбии должно дать свое согласие, – заявил он в парламенте. – Мы считаем, что правообладатели из числа коренных народов в этой стране должны дать свое согласие». На данный момент и власти Британской Колумбии, и некоторые группы коренного населения выступают против проекта.
В ходе переговоров федеральное правительство выдвинуло ключевое встречное условие – реформирование промышленного рынка ценообразования на выбросы углерода. Соглашение обяжет обе стороны создать более стабильный и предсказуемый механизм. В Оттаве убеждены, что высокая цена на углерод необходима, чтобы стимулировать бизнес инвестировать в технологии сокращения выбросов.
Проблема заключается в том, что промышленный углеродный рынок Альберты, известный как система TIER, фактически не работает. По данным Альберта Хо, менеджера компании Carbon Assessors, цена кредитов и компенсаций на этом рынке рухнула примерно до 18 канадских долларов за тонну. Это составляет лишь пятую часть от установленной эффективной цены в 95 долларов, что лишает компании стимулов для перехода на дорогостоящие экологически чистые технологии.
Стабильность углеродного рынка имеет решающее значение для крупнейшего проекта по сокращению выбросов в нефтегазовом секторе Канады – Pathways. Эта инициатива стоимостью 16,5 миллиарда канадских долларов, принадлежащая ведущим производителям нефтяных песков, предполагает улавливание углекислого газа на месторождениях и его транспортировку по трубопроводу для закачки под землю. Обвал цен на углеродные кредиты подорвал и без того сложную экономику проекта.
Даниэль Смит назвала одновременную реализацию нефтепровода и проекта Pathways «грандиозным компромиссом». Федеральное правительство обозначило этот обмен термином Pathways Plus Pipeline. Нефтяные компании теперь настаивают на государственных гарантиях цен на углерод, чтобы оправдать многомиллиардные инвестиции. «Мы находимся в очень хорошей позиции, – с оптимизмом заявил министр кабинета Альберты Джейсон Никсон. – Думаю, мы скоро будем приятно удивлены работой, проделанной премьером Смит и премьер-министром Карни».
Коллапс рынка был вызван несколькими причинами. Быстрый отказ от угольной энергетики привел к избытку углеродных кредитов, эквивалентному 60 миллионам тонн выбросов. Ситуацию усугубили и недавние политические решения: приостановка потребительского налога на углерод и заморозка промышленного налога в Альберте на уровне 95 долларов за тонну, что позволило крупным компаниям искать альтернативные варианты вместо прямого участия в рынке.
«Они предприняли в этом году множество действий, которые ослабили систему ценообразования на углерод», – считает Майкл Бернстайн, глава организации Clean Prosperity. По его словам, для восстановления доверия инвесторов необходимо сбалансировать спрос и предложение. Похоже, федеральное правительство разделяет эту точку зрения. В недавнем финансовом плане было признано, что углеродные рынки «функционируют не так хорошо, как должны». В качестве решения предлагается активнее использовать «контракты на разницу» через фонд Canada Growth Fund. Эти контракты работают как страховка, гарантируя производителям минимальную цену за сокращение выбросов и обеспечивая предсказуемость, необходимую для долгосрочных зеленых инвестиций.