Правительство Великобритании заявляет о желании развивать больше проектов в сфере общинной энергетики, однако их прогресс тормозится из-за сложности получения финансирования и отсутствия гарантированного дохода.
Барнсли, город в Йоркшире, известный скорее духовыми оркестрами и угольными шахтами, стал неожиданным пионером в сфере возобновляемой энергии. Последние шахты здесь закрылись 30 лет назад, а сегодня в городе действует крупнейший в Великобритании проект общинной энергетики. Инициатива «Energise Barnsley» установила солнечные панели на 321 доме, преимущественно в секторе социального жилья, и разместила 89 аккумуляторных батарей для хранения энергии.
«Energise Barnsley» – один из примерно 580 подобных проектов по всей стране, но о его успехах и проблемах с масштабированием известно немногим. Уровень осведомленности об общинной энергетике в Британии, особенно в Англии, остается крайне низким. Большинство людей воспринимает солнечные панели и утепление домов как решения для отдельных домохозяйств, а не как нечто, что можно приобретать и эксплуатировать коллективно. Например, установка ветряных турбин в Англии была практически невозможна в течение девяти лет до смены власти в прошлом году. За весь 2023 год в Англии была построена всего одна береговая ветряная турбина – проект «Ambition Community Energy» высотой 150 метров, ставший самым высоким в стране. В то же время Шотландия и Уэльс, обладая более ветреным климатом и поддержкой национальных правительств, добились больших успехов.
Европейская федерация общинной энергетики Rescoop.eu подчеркивает многочисленные преимущества таких проектов: они приносят в два–восемь раз больше дохода местному бюджету, чем проекты внешних организаций, вовлекают сообщества в управление своими энергетическими потребностями и стимулируют к энергосбережению. Однако в Британии оптимизм начала 2010-х годов угас, поскольку на первый план вышли Brexit, последствия жесткой экономии и необходимость субсидировать счета за топливо.
Холли Брейзер Тоуп, заместитель директора по политике в Green Alliance, высказывается более прямо: «Почти десять лет назад правительство прогнозировало, что миллион домов будет обеспечен энергией от общинных проектов, но в реальности сегодня их число составляет около 228 тысяч. Это произошло в основном потому, что сменявшие друг друга правительства лишали эти проекты необходимой поддержки, часто оставляя их без четкого пути выхода на рынок».
Несмотря на это, правительство заявляет о своей приверженности общинной энергетике. Министр в Департаменте энергетической безопасности и углеродной нейтральности Миатта Фанбулле ранее активно поддерживала такие схемы. Уилл Уокер, руководитель по политике Великобритании в климатической консалтинговой компании Ashden, работавшей над проектом в Барнсли, отмечает: «Правительство взяло на себя ряд очень смелых обязательств в области местной энергетики, но реальное финансирование, которое мы видели до сих пор, не соответствует этим амбициям».
Первоначальный Фонд общинной энергетики был ликвидирован, а его функции переданы новой государственной компании Great British Energy. Сумма, доступная сейчас через этот механизм, составляет всего 5 миллионов фунтов стерлингов. Еще 180 миллионов фунтов было выделено на солнечные панели для школ и объектов Национальной службы здравоохранения, но казначейство приостановило часть проектов, решая, считать ли соглашения о покупке электроэнергии (PPA) государственным долгом. «Мы запросили у казначейства обоснование, учитывая, что PPA не считаются долгом ни в одной другой известной нам стране», – заявляют в организации Community Energy England. Ситуацию усложняют и жалобы некоторых депутатов на то, что солнечные панели могут поставляться из Китая, где при их производстве мог использоваться принудительный труд.
Однако главной проблемой для проектов общинной энергетики стала отмена «зеленого» тарифа шесть лет назад, который обеспечивал им гарантированный доход за счет фиксированной цены на энергию. Его отмена сделала новые проекты гораздо менее привлекательными. «Был переходный период без какой-либо субсидиарной поддержки, – говорит Уокер. – Произошло много инноваций, и теперь некоторые проекты жизнеспособны, но их экономическое обоснование все еще очень сложное». В результате именно нехватка финансирования стала главным препятствием, согласно опросу, проведенному по заказу правительства в прошлом году.
Некоторым сообществам удается привлекать средства самостоятельно. «Yealm Community Energy» в Девоне выпустила акции почти на 500 тысяч фунтов стерлингов для покупки трех солнечных ферм, которые обеспечивают энергией 4450 домов. Излишки средств – около 160 тысяч фунтов на данный момент – возвращаются в сообщество и тратятся на велосипедные стойки, отопление деревенских клубов и запуск электрического парома.
Но такой путь доступен не всем. Правительство отменило налоговые льготы для подобных выпусков акций два года назад. Существует риск, что общинная энергетика станет увлечением для инвесторов, готовых рисковать, в то время как более бедные сообщества, борющиеся с высокими счетами за энергию, останутся в стороне. Именно поэтому лоббисты «зеленых» технологий настаивают на замене «зеленого» тарифа. Эксперты предлагают создать специальный фонд для сообществ в рамках схемы «Контракты на разницу» (CfD), основного механизма поддержки низкоуглеродной генерации, и ввести работающий тариф Smart Export Guarantee (SEG), который гарантировал бы справедливую цену от поставщиков энергии. Важно также направить помощь именно малообеспеченным домохозяйствам.
Еще одним решением может стать модель совместного владения, при которой сообщества вступают в партнерство с местными властями или частными застройщиками. «Great British Energy должна инвестировать на ранней стадии и сохранять доли в капитале, чтобы позже их можно было передать сообществам», – считает Уокер. Эксперты сходятся во мнении, что для взлета общинной энергетики необходимо положить конец неопределенности с финансированием. Надежда на это есть: ключевые министры понимают суть проблемы. Однако, как это часто бывает в британской политике, все зависит от решения казначейства выделить необходимые средства.