Крупный проект ВИЭ в Узбекистане начался с нарушения прав местных жителей

Независимый аудит выявил серьезные социальные нарушения при подготовке к строительству крупных солнечных электростанций в Самаркандской области Узбекистана. Реализация амбициозных проектов Samarkand I и Samarkand II, инициированных компанией ACWA Power, столкнулась с фактами преждевременного экономического перемещения местных жителей, которые были вынуждены отказаться от прав на землю задолго до получения каких-либо компенсаций. Этот факт, вскрытый в ходе проверки, инициированной Азиатским банком развития (АБР), одним из ключевых кредиторов, стал центральной темой представленного на этой неделе отчета о социальном соответствии, подготовленного консалтинговой компанией IBIS.

Проекты, разрабатываемые ACWA Power, представляют собой два масштабных комплекса, включающих солнечные фотоэлектрические панели общей мощностью 1000 МВт и системы накопления энергии BESS емкостью 1000 МВт·ч. Финансирование этих стратегически важных для энергетической системы Узбекистана объектов обеспечивает консорциум международных банков, включая АБР, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) и другие финансовые институты. Однако, как показал аудит, начальный этап реализации сопровождался непредвиденными социальными последствиями для местного населения. Проблема обнаружилась в феврале 2025 года в ходе консультаций, когда выяснилось, что процесс возврата земель государству, инициированный правительственными указами от 4 июля 2023 года, привел к досрочному прекращению хозяйственной деятельности для десятков семей.

Аудиторы установили, что по меньшей мере 30 домохозяйств и предприятий столкнулись с экономическим перемещением – они лишились источника дохода от использования земли, но не получили компенсационных выплат или мер по восстановлению средств к существованию. Примечательно, что ни разработчик проекта ACWA Power, ни его экологические и социальные консультанты изначально не были осведомлены о том, что местные землепользователи уже начали процесс официального отказа от своих прав аренды. Этот процесс был запущен на основании устных распоряжений местных властей – хокимиятов, последовавших за выпуском президентских указов. Таким образом, возникла критическая ситуация, когда люди де-юре лишились прав на землю и возможности получать с нее доход, но механизм компенсации со стороны проекта еще не был запущен.

В отчете подчеркивается, что последствия этого разрыва во времени оказались особенно тяжелыми для наиболее уязвимых групп населения. Если владельцы официальных прав на аренду земли зачастую имели альтернативные источники дохода или другие участки, то неформальные землепользователи, в основном местные пастухи, пострадали значительно сильнее. Для многих из них выпас скота на этих территориях был единственным способом обеспечить свои семьи. Аудиторские интервью, проведенные в марте 2025 года, подтвердили, что именно эта группа испытала наиболее серьезное снижение доходов после ограничения доступа к пастбищам в октябре-ноябре 2024 года.

Кроме того, проверка выявила недостатки в работе созданного для проекта механизма рассмотрения жалоб, который оказался неэффективным для раннего выявления и решения возникшей проблемы. Аудиторы также отметили несоответствия в данных, представленных в различных версиях «Плана приобретения земли и восстановления источников средств к существованию» (LALRP), что затрудняет точную оценку масштаба проблемы. На основании полученных данных был разработан «План корректирующих действий», который теперь является неотъемлемой частью проекта. Он предусматривает ретроспективную выплату компенсаций пострадавшим жителям, применение переговорного подхода для определения справедливого возмещения, а также кардинальное улучшение процедур взаимодействия со всеми затронутыми сторонами и ведения документации. Реализация этого плана станет ключевым условием для дальнейшего финансирования и продолжения строительства, призванного обеспечить соответствие проектов высоким международным социальным стандартам.

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours