Масштабный законопроект о налогах и расходах, принятый Палатой представителей США на прошлой неделе, знаменует собой кульминацию почти двух десятилетий усилий по решительному отказу Соединенных Штатов от дешевых китайских солнечных панелей.
Этот документ предполагает ужесточение налоговых льгот в сфере энергетики, созданных или расширенных Законом о снижении инфляции 2022 года, путем введения целого ряда новых ограничений. Среди них – более ранние сроки истечения действия льгот и требования об отсутствии у проектов каких-либо связей с Китаем и другими так называемыми «иностранными структурами, вызывающими обеспокоенность». Зависимость от импортных материалов или компонентов, а также связь собственности с Китаем могут стать достаточным основанием для отказа разработчикам проектов в получении этих льгот.
На первый взгляд, эта инициатива является закономерным продолжением давней политической линии, поддерживаемой в Вашингтоне несколькими президентами и обеими политическими партиями, направленной на минимизацию зависимости США от энергетических технологий из Китая, мирового лидера в этой области.
Сторонники возобновляемой энергетики утверждают, что требования настолько категоричны – без исключений или поэтапного введения – что они, вероятно, окажутся решающими в сокращении зависимости США от китайского солнечного оборудования и аккумуляторов, но это произойдет за счет внутреннего энергетического перехода.
В течение многих лет американские политики стремились найти баланс, пытаясь укрепить отечественное производство и одновременно ускорить внедрение чистой энергии. Так, в 2009 году администрация бывшего президента Барака Обамы предпринимала попытки использовать средства стимулирования для развития производства «зеленой» энергии внутри США. В том же году сенатор-демократ Чак Шумер от штата Нью-Йорк осуждал использование федеральных субсидий для техасской ветряной электростанции, которая планировала устанавливать турбины китайского производства.
Администрация Обамы впоследствии ввела пошлины на солнечные элементы и модули из Китая, которые фактически были распространены и на китайские компании, имеющие производственные площадки в Юго-Восточной Азии. Президент Дональд Трамп в 2018 году ввел тарифы на импортные солнечные элементы и модули после того, как торговое расследование показало, что они представляют угрозу для отечественных производителей панелей.
В настоящее время отечественные заводы по производству солнечных панелей переживают бум: наблюдается всплеск новых инвестиций в американские предприятия, отчасти благодаря спросу, стимулированному климатическим законом президента Джо Байдена 2022 года, а также предусмотренным им налоговым льготам на производство солнечного оборудования, компонентов аккумуляторов и других передовых энергетических составляющих.
Однако американское предложение новых панелей, не говоря уже о фотоэлементах, слитках и пластинах, из которых они производятся, пока не может удовлетворить внутренний спрос. Тем временем, согласно служебной записке Лиги избирателей за сохранение природы, положения о «иностранных структурах, вызывающих обеспокоенность», содержащиеся в законопроекте, принятом Палатой представителей, в случае их одобрения Сенатом и вступления в силу, будут сложны и обременительны в реализации. Это создаст дополнительные риски и демотивирующие факторы для разработчиков чистой энергии, особенно для тех, кто закупает компоненты по всему миру.
Более того, разработчики возобновляемых источников энергии заявляют, что неясность не исчезнет в ближайшее время, поскольку Министерству финансов, вероятно, потребуется время для выпуска разъяснений по интерпретации новых требований. Разработчики продолжают лоббировать в Сенате отказ от изменений в Закон о снижении инфляции, предложенных Палатой представителей.
Сторонники жесткой линии в отношении Китая приветствовали этот шаг, заявляя, что Вашингтону пора серьезно заняться полным отсечением Пекина от американских цепочек поставок энергии. Они считают, что продолжение закупок импортного оборудования из Китая или у китайских фирм, управляющих заводами в других странах, лишь усиливает доминирование поставщика в области энергетических технологий, необходимых в условиях глобального потепления. Кроме того, критики настаивают, что это вознаграждает Китай за предполагаемое использование принудительного труда, что Пекин отрицает, а также за недобросовестную торговую практику, такую как масштабное государственное субсидирование отрасли.
Джон Туми, президент Коалиции за процветающую Америку, заявляет, что положения законопроекта Палаты представителей представляют собой «кульминацию продолжающихся усилий Китая по подрыву торгового законодательства США и нанесению ущерба нашим отечественным производителям». Туми подчеркивает, что Соединенные Штаты изобрели солнечные технологии и привержены защите и восстановлению своей отечественной солнечной промышленности. Он утверждает, что китайская солнечная промышленность поддерживается сотнями миллионов долларов государственных субсидий, опирается на принудительный труд, регулярно обходит торговые законы США и выбрасывает на американский рынок продукцию по заниженным ценам.
Тем не менее, по мнению аналитиков, эти положения могут затруднить США создание собственной независимой цепочки поставок солнечной энергии и удовлетворение растущего спроса на электроэнергию со стороны искусственного интеллекта. Кевин Бук, управляющий директор вашингтонской исследовательской фирмы ClearView Energy Partners LLC, отмечает, что если речь идет о быстром наращивании мощностей по производству электроэнергии, то солнечная энергетика представляется естественным выбором. Он считает, что неспособность обеспечить сырье для удовлетворения этого спроса может еще больше подорвать развитие рынка для отечественного производства, даже когда оно появится.
+ There are no comments
Add yours