COP29: трудные переговоры по климату закончились новой целью финансирования – и яростью

 

Активисты COP29 в Азербайджане призвали выделить больше денег на поддержку действий по борьбе с изменением климата и на поэтапный отказ от ископаемого топлива. Хотя саммит увеличил цель ежегодного финансирования борьбы с изменением климата для слаборазвитых стран, многие раскритиковали низкие амбиции новой цели (Изображение: Киара Уорт/Изменение климата ООН, CC BY NC SA)

После двух недель интенсивных переговоров в Баку (Азербайджан) завершился саммит ООН по изменению климата COP29, на котором развитые страны взяли на себя обязательство увеличить финансирование, которое они предоставляют развивающимся странам для сокращения выбросов парниковых газов и адаптации к последствиям климатического кризиса.

Сделка, достигнутая в воскресенье, через два дня после запланированного закрытия конференции в пятницу, обеспечивает 300 миллиардов долларов США в год в виде климатического финансирования к 2035 году, утроив предыдущий целевой показатель в 100 миллиардов долларов США, установленный в 2009 году – и достигнутый только в 2022 году. Он также призывает страны работать над выделением в общей сложности 1,3 триллиона долларов США в год из “всех государственных и частных источников” к 2035 году.

Развитым странам придется взять на себя ведущую роль в достижении 300 миллиардов долларов США, но цель, известная как Новая коллективная количественная цель (NCQG), будет включать финансирование со стороны международных институтов, таких как Всемирный банк. Соглашение также призывает развивающиеся страны, такие как Китай, вносить добровольные взносы “через сотрудничество Юг-Юг”.

Однако сделка была встречена огромным разочарованием со стороны развивающихся стран и участников кампании, которые призывали к более твердым обязательствам, в том числе на сумму до 1,3 триллиона долларов США непосредственно от развитых стран.

“С сожалением вынужден констатировать, что этот документ является не чем иным, как оптической иллюзией,” Представитель индийской делегации Чандни Райна заявил на заключительном пленарном заседании после утверждения целевого показателя финансирования. “Это, по нашему мнению, не решит масштабность проблемы, с которой мы все сталкиваемся. Поэтому мы выступаем против принятия этого документа.”

В последние часы переговоры по климату в Баку были на грани краха, и два переговорных блока – Наименее развитые страны (НРС) и Альянс малых островных государств (АОСИС) – временно вышли из переговоров. Консенсус был наконец достигнут после увеличения первоначального предложения в размере 250 миллиардов долларов США.

Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш заявил в своем заявлении, что он “надеялся на более амбициозный результат”, но что он “обеспечивает основу для построения”.

Министр иностранных дел Германии Анналена Бербок повторила Гутерриша и заявила, что “долларов США не удовлетворят все потребности” и что они будут работать над достижением цифры в 1,3 триллиона долларов США. “Никто не забыл о наших исторических обязанностях,” она добавила.

Саймон Стилл, исполнительный секретарь климатической конвенции Организации Объединенных Наций, и генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш во время переговоров малых островных развивающихся государств на COP29 в Баку, Азербайджан (Изображение: Kiara Worth /UN Climate Change, CC BY NC SA)

Развитые страны сталкиваются с экономическими и политическими ограничениями, от ограниченных бюджетов до растущих популистских движений, выступающих против действий по борьбе с изменением климата, и это рассматривалось как влияние на КС. “Мы живем во времена, когда многосторонность кажется невозможной, ” Baerbock сказал. В ходе переговоров на КС избрание Дональда Трампа следующим президентом США вызвало сомнения относительно того, будет ли страна способствовать достижению целевого показателя финансов, учитывая выход Трампа из Парижского соглашения во время его предыдущего срока и продолжение позиции против действий по борьбе с изменением климата.

Обещанное финансирование не достигает общей суммы от 5 до 6,8 триллионов долларов США, которая, как сообщается, понадобится развивающимся странам к 2030 году для реализации своих климатических планов. Страны также попросили предоставить климатическое финансирование в виде грантов, поскольку кредиты усугубляют их долговое бремя. Хотя соглашение признает необходимость государственных фондов, основанных на грантах, оно не требует обязательств.

“Это были самые ужасающие переговоры по климату за последние годы из-за недобросовестности развитых стран, — сказал Тасним Эссоп, исполнительный директор Сети действий по борьбе с изменением климата (CAN), в заключительном заявлении после заключительного пленарного заседания. “Это должно было быть ‘финансы COP’, но появился Глобальный Север с планом предательства Глобального Юга.”

Рынки ископаемого топлива и углерода

Помимо финансов, еще одним важным предметом разногласий во время саммита было то, как активизировать усилия по глобальному энергетическому переходу. На прошлогодней COP28 страны договорились о переходе от использования ископаемого топлива в своих энергетических системах и утроении возобновляемых источников энергии. Однако в Баку не смогли решить, как выполнить обещание, и обсуждения были перенесены на следующий год.

Никакого упоминания об ископаемом топливе или решении COP28 не было сделано ни в тексте Рабочей программы по смягчению последствий – необязательного процесса по усилению действий по борьбе с изменением климата –, ни в тексте NCQG. Предыдущие проекты включали предложения по расширению хранения энергии до 1500 гигаватт к 2030 году и по расширению электросетей на 25 миллионов километров к 2030 году.

Богатые нефтью страны должны увидеть, что их усилия по отсрочке неизбежного потерпят неудачу

Мэри Робинсон, бывший президент Ирландии

Участники переговоров из Саудовской Аравии заявили пленарному заседанию, что они “не примут ни одного текста, нацеленного на какие-либо конкретные сектора, включая ископаемое топливо”. Делегат Саудовской Аравии даже пытался изменить один текст без консультации, сообщает The Guardian. советник США по климату Джон Подеста назвал попытки поощрить амбиции Саудовской Аравии в этом отношении посредством переговоров “a Challenge”.

Участники кампании и видные деятели саммита критиковали это затягивание обязательств по прекращению использования ископаемого топлива. “Богатые нефтью страны должны увидеть, что их усилия по отсрочке неизбежного потерпят неудачу. Переход к зеленой энергетике набрал неудержимый импульс, — сказала Мэри Робинсон, бывший президент Ирландии и председатель группы The Elders. Трейси Карти, эксперт по климатической политике Greenpeace International, сказала, что ископаемая промышленность “избавлена от какой-либо ответственности за оплату.”

COP29 также привел к тому, что страны достигли соглашения по углеродным рынкам, что в конечном итоге может привести к торговле выбросами углерода между странами и созданию регулируемого глобального рынка. Сторонники описывают торговлю выбросами углерода как необходимый инструмент в попытках избежать глобального потепления более 1,5°C, в то время как критики утверждают, что эти схемы на самом деле не способствуют сокращению выбросов.

Одно из соглашений, подписанных на саммите в Азербайджане, было направлено на то, чтобы расчистить путь для регулирования глобального углеродного рынка. – весьма противоречивый подход, который подвергался сомнению из-за его потенциала по улавливанию и сокращению выбросов (Изображение: Kiara Worth/UN Climate Change, CC BY NC SA)

Этот механизм был официально включен в Парижское соглашение 2015 года, но с тех пор его реализация стала предметом длительных дебатов на КС. Теперь странам и компаниям будет разрешено торговать кредитами, которые представляют собой одну тонну CO2, сэкономленного или удаленного из атмосферы, а детали еще предстоит завершить в 2025 году.

“ООН дала свое одобрение мошенническим и неудачным углеродным рынкам. Мы видели последствия этих схем: захват земель и нарушения прав коренных народов и прав человека, — сказала Киртана Чандрасекаран, участница кампании Friends of the Earth International. “Предполагаемый ‘COP климатического финансирования’ превратился в ‘COP ложных решений’”.

Климатические финансы Китая

Вклад и ответственность Китая перед NCQG оказались под пристальным вниманием на COP29, поскольку делегаты вели напряженные дискуссии по климатическому финансированию.

Во второй день саммита вице-премьер Китая Дин Сюэсян подчеркнул, что с 2016 года Китай предоставил и мобилизовал более 177 миллиардов юаней (приблизительно 24,5 миллиарда долларов США) в виде финансирования проектов для поддержки других развивающихся стран в решении проблемы изменения климата.

Однако призывы к Китаю взять на себя большую финансовую ответственность стали громче. Несколько делегатов утверждали, что классификации, относящиеся к 1992 году и обозначающие Китай как развивающуюся страну, устарели. Новый анализ, проведенный Carbon Brief, показал, что исторические выбросы Китая вызвали большее потепление, чем совокупные выбросы Европейского Союза, состоящего из 27 членов, что еще больше усилило аргументы в пользу того, что Китай должен вносить больший вклад как глобальный экономический центр.

Китай сопротивлялся этому давлению. Чжао Инминь, глава китайской делегации, заявил средствам массовой информации, что для некоторых стран не является ни законным, ни разумным отказываться признавать, что Китай является развивающейся страной, и что это подрывает взаимное доверие и сотрудничество между договаривающимися сторонами.

Он стремился подчеркнуть, что все переговоры должны следовать условиям Парижского соглашения, которое налагает финансовые обязательства только на стороны, являющиеся развитыми странами, но призывает другие стороны оказывать поддержку добровольно: “Сотрудничество Китая по линии Юг-Юг является добровольным, в отличие от обязательных обязательств развитых стран.”

Ли Шо, директор Китайского климатического центра Института политики азиатского общества, предупредил, что подталкивание Китая к участию в климатическом финансировании на той же основе, что и развитые страны, может оказаться контрпродуктивным. “Это может нанести ущерб доверию и укрепить разногласия, — сказал он, выступая за сосредоточение внимания на единстве и прагматичном сотрудничестве.

Между тем, очевидное отсутствие лидерства США в климатических действиях оставило значительный пробел, который посланник Китая по климату Лю Чжэньминь охарактеризовал как “незаменимый”. Он предположил, что Европейский Союз мог бы частично вмешаться в эту роль и взять на себя ведущую роль в том, чтобы ведущие развитые страны взяли на себя финансовые обязательства, но что многосторонние механизмы остаются основой решения климатического кризиса в течение следующих четырех лет. Перспектива совместного руководства Китая и ЕС “оптимистична, но ее сложно достичь”, сказал он.

Латинская Америка на COP29

Верная предыдущей форме, Латинская Америка, похоже, не была единой в своих приоритетах на COP29.

Для Парагвая, Аргентины, Уругвая и Бразилии роль сельского хозяйства была на повестке дня: делегаты отвергали углеродный след сектора и ставили под сомнение торговые меры, такие как правила по борьбе с вырубкой лесов, особенно со стороны Европейского Союза. “Мы сократили выбросы крупного рогатого скота, показав, что устойчивость и продуктивность совместимы,” заявил министр окружающей среды Уругвая Робер Бувье.

Между тем, для Колумбии энергетический переход и долговой кризис развивающихся стран были приоритетными вопросами. Министр окружающей среды Сусана Мухамад оставалась там на протяжении всех двух недель саммита. “Страны согласились работать над тем, как достичь 1,3 триллиона долларов США, включая такие инструменты, как глобальные налоги. Это может помочь странам с высоким уровнем долга привлечь капитал для энергетического перехода, сказал ” Мухамад.

Результаты NCQG были в значительной степени подвергнуты сомнению лидерами региона. Диего Пачеко, ведущий делегат Боливии, сказал, что развитые страны “оказывают давление на развивающиеся страны, требуя больше амбиций, в то время как они расширяют планы по ископаемому топливу”. Вместо климатического финансирования, по его словам, развитые страны дают “иллюзий, дыма и зеркал”, описывая новую цель финансирования как “оскорбление развивающегося мира.

Специальный представитель Панамы по вопросам изменения климата Хуан Карлос Монтеррей Гомес (Juan Carlos Monterrey Gómez) пробил похожий тон: “Я думаю, что 1.5C [мишень глобального потепления] была в отделении интенсивной терапии, и такое ощущение, что эта кровать только что сломалась и она упала на пол. Итак, мы, вероятно, не сможем достичь 1,5C, исходя из этого очень низкого уровня предоставляемого финансирования.”

Участники переговоров на заключительном пленарном заседании КС29. Отсутствие общего видения у латиноамериканских наций, сопротивление Китая считаться развитой страной и возвращение Трампа к власти в США были среди источников напряженности на саммите (Изображение: Вугар Ибадов /UN Climate Change, CC BY NC SA)

Путь к COP30 в Бразилии

При согласованной цели финансирования –, хотя и спорно – стран столкнутся с задачей повысить свои климатические амбиции в следующем году с представлением своих новых планов по изменению климата или определяемых на национальном уровне вкладов (NDC). Ожидается, что они будут готовы до следующего климатического саммита COP30, который пройдет в Бразилии в ноябре 2025 года в амазонском городе Белем.

Согласно отчету ООН о разрыве в выбросах, мир в настоящее время находится на пути к глобальному потеплению на 3,1°C к концу столетия, основываясь на текущих обязательствах стран’, в то время как ученые практически уверены, что этот год будет самым жарким за всю историю наблюдений. Это происходит, когда страны сталкиваются с растущими климатическими последствиями, включая наводнения, засухи и волны тепла.

На данный момент Объединенные Арабские Эмираты, Швейцария и Бразилия представили свои новые NDC. Другие страны объявили цели по сокращению выбросов, например Великобритания, но еще не объявили о своем NDC.

Директор по Латинской Америке и Карибскому бассейну 350.org Илан Зугман заявил, что тот факт, что Бразилия возьмет на себя председательство в КС, дает миру шанс изменить курс. “Бразилия должна продемонстрировать климатическое лидерство, попросив страны представить амбициозные климатические цели, которые приведут к справедливому энергетическому переходу,” добавил он.

Завершая пленарное заседание, Марина Силва, министр окружающей среды Бразилии и кандидат на пост следующего президента КС, заявила, что COP29 — это “трудный опыт”, но необходимо продолжать работать над достижением финансового соглашения, которое соответствовало бы 1.5C. Призывая к солидарности между странами, Сильва сказал: “На COP30 нашей целью будет сделать то, что необходимо для поддержания 1.5C в досягаемости.”

В контексте событий

+ There are no comments

Add yours