
Европейский союз планирует расширить свой новый углеродный сбор на импортные товары, стремясь укрепить ключевую климатическую политику. Эта мера призвана защитить промышленность блока в период «зеленого» перехода и гарантировать равные условия для европейских и зарубежных производителей.
Брюссель намерен распространить действие пограничного углеродного налога (CBAM) на собранные товары, такие как автомобили и стиральные машины. Согласно проекту документа, с которым ознакомилось агентство Bloomberg, это поможет закрыть лазейки, когда производители из стран, не входящих в ЕС, избегают налога на сырье – например, на сталь и алюминий – экспортируя готовую продукцию.
Изначально ЕС ввел механизм CBAM, чтобы обезопасить свою промышленность от нечестной конкуренции со стороны производителей из стран с более мягкими экологическими нормами. Это происходит на фоне опасений, что Европа переживает деиндустриализацию из-за высоких цен на энергоносители и затрат на «зеленый» переход. Цель – не только защитить европейские компании, но и побудить другие страны мира делать свое производство более экологичным.
«Основная цель законодательного предложения – повысить эффективность CBAM, тем самым сокращая выбросы парниковых газов и борясь с изменением климата в глобальном масштабе», – говорится в проекте предложения ЕС. В документе уточняется, что действие механизма распространится «на отдельные продукты переработки с высоким содержанием стали и алюминия».
По данным некоммерческой организации IETA, на январь этого года в мире действовало уже несколько десятков систем торговли выбросами, охватывающих почти пятую часть их глобального объема. По правилам ЕС, сбор, который должны будут уплатить импортеры, может быть частично или полностью отменен, если в стране-производителе товара уже уплачен аналогичный углеродный налог.
Механизм CBAM, запущенный в 2023 году с этапа сбора данных, с января потребует от импортеров уплаты постепенно вводимого сбора, основанного на их углеродном следе. Одновременно будут постепенно отменяться бесплатные квоты на выбросы, которые некоторые компании получают в рамках Системы торговли выбросами ЕС (ETS). Стоимость эталонных углеродных квот в ЕС сейчас составляет около 85 евро за тонну.
Аналитик консалтинговой компании Veyt Генри Лаш отмечает, что CBAM, «глубоко непопулярный среди крупных экспортеров в ЕС, уже доказал свою эффективность, подталкивая ранее сдержанные страны к созданию или расширению систем ценообразования на углерод».
Европейская комиссия также представит предложение о поддержке собственных экспортеров через новый фонд, который будет пополняться за счет четверти доходов от нового налога в ближайшие два года. Размер сборов будет во многом зависеть от так называемых «значений по умолчанию» – по сути, прайс-листа на выбросы для случаев, когда импортеры не могут предоставить проверенные данные. По мнению экспертов, в первые годы наиболее заметным эффектом станет улучшение мониторинга и отчетности, а не мгновенная декарбонизация. Однако финансовая значимость CBAM со временем будет только расти.