
На фоне обостряющегося климатического кризиса Казахстан и Узбекистан, чьи экономики сильно зависят от ископаемого топлива, сталкиваются с необходимостью ускоренного перехода к низкоуглеродному развитию. Обе страны Центральной Азии поставили перед собой амбициозные цели по сокращению выбросов и развитию возобновляемых источников энергии (ВИЭ), однако их реализация требует значительных международных инвестиций, технологий и экспертизы. Ключевую роль в этом процессе играет Китай, который становится главным торговым партнером и источником иностранного капитала для региона.
Казахстан и Узбекистан, будучи крупными развивающимися странами региона, стремятся совместить экономический рост с климатическими обязательствами. Казахстан планирует к 2030 году безусловно сократить выбросы парниковых газов на 15% от уровня 1990 года и довести долю ВИЭ в выработке электроэнергии до 15%. Узбекистан нацелен на снижение углеродоемкости ВВП на 36% к 2030 году по сравнению с 2010 годом и на значительное увеличение мощностей солнечной и ветровой генерации – до 27 ГВт, что составит более 40% от общей выработки электроэнергии.
Несмотря на заявленные цели, энергетические системы обеих стран все еще находятся на ранней стадии трансформации. В Казахстане основу энергетики составляют уголь и гидроэнергетика, при этом энергосистема разделена на три зоны, что создает дисбаланс между производством и потреблением. Энергетика Узбекистана исторически зависит от природного газа, а развитие ветровой и солнечной генерации отстает, усугубляясь проблемой устаревшей инфраструктуры. Для достижения климатических целей обеим странам предстоит преодолеть такие трудности, как отсутствие комплексного энергетического планирования, несовершенство рыночных механизмов, искаженные цены на электроэнергию и высокие субсидии на ископаемое топливо.
На этом фоне китайские компании и финансовые институты активно участвуют в проектах по развитию ВИЭ в регионе. Их роль эволюционировала от поставок оборудования и выполнения EPC-контрактов (инжиниринг, закупки, строительство) до прямых инвестиций в новые проекты и приобретения существующих активов. Согласно данным, с 2014 по 2024 год китайские компании приняли участие в 29 проектах в области солнечной и ветровой энергетики в Казахстане и Узбекистане общей установленной мощностью около 4120 МВт. В Казахстане лидируют частные китайские компании, тогда как в Узбекистане доминируют государственные корпорации.
Инвестиции охватывают не только строительство электростанций, но и развитие систем накопления энергии и модернизацию электросетей. Китайские компании, такие как PowerChina и 葛洲坝 (Gezhouba Group), реализуют крупные проекты по строительству накопителей энергии в Узбекистане, что имеет решающее значение для стабилизации энергосистемы при интеграции ВИЭ. В то же время предприятия из КНР поставляют оборудование и оказывают инжиниринговые услуги для модернизации линий электропередачи и подстанций в обеих странах.
Финансовая поддержка этих проектов также претерпевает изменения. На смену традиционным банковским кредитам приходят более сложные и инновационные инструменты. Среди них – «зеленые» облигации в рамках инициативы «Один пояс, один путь», безрегрессное проектное финансирование при поддержке китайской корпорации экспортно-кредитного страхования Sinosure, синдицированные кредиты с участием многосторонних банков развития. Это позволяет снижать риски и стоимость капитала для крупных инфраструктурных проектов.
Тем не менее сотрудничество сталкивается с рядом вызовов. Финансовые модели все еще в значительной степени зависят от косвенного финансирования, а инструменты рынка капитала, такие как «зеленые» облигации, используются ограниченно. Китайские инвесторы сталкиваются с высоким валютным риском, поскольку местные валюты нестабильны, а механизмы хеджирования развиты слабо. Одновременно на рынке Центральной Азии усиливается конкуренция со стороны других международных игроков, что приводит к снижению цен на электроэнергию и рентабельности проектов.
Для дальнейшего углубления сотрудничества необходимо укрепление политического диалога между Китаем и странами Центральной Азии для создания предсказуемой нормативно-правовой среды. Важным направлением становится переход к модели «капитал + технологии + продукты + стандарты», что подразумевает создание местных производств, передачу технологий и подготовку кадров. Это позволит не только строить объекты, но и развивать локализованные промышленные цепочки в сфере ВИЭ, повышая экономическую устойчивость принимающих стран и обеспечивая долгосрочное партнерство.
 
             
                                 
                                 
                                 
                                                     
                                                     
                                     
                                    