Азербайджан активно изучает возможность внедрения инструментов тарификации выбросов углерода, что может стать ключевым шагом в диверсификации национальной экономики, сильно зависящей от экспорта нефти и газа. Этот процесс приобретает особую актуальность в свете проведения 29-й Конференции Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (COP29) в Баку, что стимулирует интерес к климатической повестке как на государственном, так и на общественном уровне. Согласно совместному исследованию Евразийского банка развития (ЕАБР) и Института Центральноазиатского регионального экономического сотрудничества (CAREC), страна обладает необходимыми предпосылками для применения налогово-бюджетных механизмов регулирования, способных повысить конкурентоспособность экспорта и обеспечить переход к низкоуглеродному развитию.
В настоящее время экономика Азербайджана остается ресурсно-ориентированной – на долю нефтегазового сектора приходится около трети ВВП и почти 90% экспорта. Такая структура делает страну уязвимой перед глобальными климатическими трендами, включая механизм трансграничного углеродного регулирования (ТУР), вводимый Европейским союзом. Хотя на данном этапе прямые риски от ТУР ЕС для Азербайджана невелики, поскольку его действие не распространяется на топливные товары, в долгосрочной перспективе этот механизм будет способствовать диверсификации экспорта, затрагивая энергоемкую продукцию. В рамках своих климатических обязательств, определенных на национальном уровне (ОНУВ), Азербайджан планирует сократить выбросы парниковых газов на 40% к 2050 году по сравнению с уровнем 1990 года при условии международной финансовой поддержки. Для достижения этой цели, по оценкам Всемирного банка, необходимы ежегодные инвестиции в чистые технологии в размере 0,8–1,0 млрд долларов.
Ключевым препятствием на пути к декарбонизации остаются значительные субсидии на ископаемое топливо, которые снижают эффективность любых ценовых сигналов. Эксперты Всемирного банка отмечают, что отмены двух третей действующих субсидий будет достаточно для достижения целей ОНУВ к 2030 году. Постепенный отказ от субсидирования и введение платы за выбросы углерода, например, по ставке 25 долларов за тонну CO₂ к 2035 году, рассматриваются как необходимые меры. Поступления от углеродного налога могут быть перераспределены для поддержки наиболее уязвимых слоев населения и стимулирования менее углеродоемких секторов экономики, что компенсирует возможные социально-экономические издержки.
Практические шаги в этом направлении уже предпринимаются. По заявлениям официальных лиц, в стране подготовлен проект закона о введении углеродного налога, направленный на стимулирование инвестиций в сокращение выбросов и использование современных технологий. Параллельно ведется работа по созданию национальной системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов (МОВ), что является обязательным условием для функционирования любых инструментов тарификации. Азербайджан также имеет опыт участия в международных углеродных рынках – Государственная нефтяная компания (ГНКАР) уже реализовывала проекты по сертификации и продаже углеродных кредитов. В марте 2024 года страна присоединилась к Глобальному обязательству по метану, что потребует расширения регуляторной базы. Таким образом, несмотря на существующие вызовы, Азербайджан планомерно создает институциональную и правовую основу для внедрения ценообразования на углерод, рассматривая его как важный элемент своей будущей экономической и климатической стратегии.
Варианты заголовка:
-
Азербайджан готовится к введению углеродного налога на выбросы
-
Тарификация углерода: новый курс для экономики Азербайджана
-
Климатическая повестка Азербайджана: фокус на углеродный налог
-
На фоне COP29 Азербайджан рассматривает тарификацию выбросов CO₂
-
Углеродный налог как шаг к диверсификации экономики Азербайджана
-
Азербайджан изучает инструменты для снижения углеродного следа