Углеродная дилемма Казахстана: низкая цена и большие цели

Казахстан, являясь региональным пионером в области климатической политики, сталкивается с необходимостью реформирования своих инструментов тарификации выбросов углерода для достижения национальных и международных целей по декарбонизации. Согласно совместному докладу Евразийского банка развития и Института ЦАРЭС, существующая в стране система торговли выбросами, несмотря на более чем десятилетний опыт функционирования, требует серьезной модернизации для повышения своей эффективности. Республика остается единственной страной в Центральной Азии и Азербайджане, внедрившей подобный рыночный механизм, что ставит ее в уникальное положение, но вместе с тем обнажает ряд системных вызовов.

Система торговли выбросами (СТВ) в Казахстане была запущена еще в 2013 году. Она охватывает ключевые отрасли экономики, включая электроэнергетику, нефтегазовую, металлургическую и горнодобывающую промышленность. Механизм предполагает распределение квот на выбросы парниковых газов среди крупных предприятий. Компании, которые не укладываются в установленные лимиты, обязаны либо приобретать дополнительные квоты на рынке, либо платить штрафы. Однако, как отмечают эксперты, ключевой проблемой, снижающей действенность системы, остается крайне низкая цена на углерод. Текущая стоимость тонны выбросов CO2 в Казахстане составляет около 1,8 доллара, что значительно ниже средних цен в Европейском союзе, где этот показатель достигает 70 евро, и ниже уровней, рекомендованных международными организациями для эффективного стимулирования декарбонизации.

Такая низкая цена не создает достаточных экономических стимулов для предприятий инвестировать в зеленые технологии и сокращать выбросы. Помимо этого, действующая СТВ имеет и другие ограничения: она охватывает только выбросы CO2, оставляя за рамками регулирования другие значимые парниковые газы, например метан. Кроме того, система не распространяется на такие важные секторы, как сельское хозяйство и транспорт, которые также вносят существенный вклад в общий объем эмиссий. Аналитики указывают и на недостаточную прозрачность данных по сделкам на углеродном рынке, что затрудняет оценку его реальной эффективности.

В будущем Казахстан планирует постепенно повышать стоимость углеродных квот, однако решающим стимулом для ускорения реформ может стать внешнее экономическое давление. В частности, речь идет о механизме трансграничного углеродного регулирования (ТУР) Европейского союза, который начнет действовать в полную силу с 2026 года. Этот механизм предполагает, что импортеры углеродоемкой продукции, такой как сталь, алюминий и удобрения, будут платить сбор, если в стране-производителе отсутствует сопоставимая с европейской цена на углерод. Для казахстанских экспортеров это означает необходимость адаптации к новым правилам мировой торговли, что делает реформу национальной СТВ не только вопросом климатической ответственности, но и экономической целесообразности.

В докладе подчеркивается, что для Казахстана невозможно применение шаблонных решений. Стране рекомендуется комплексный подход, который может включать не только совершенствование системы торговли выбросами, но и рассмотрение возможности введения углеродного налога, а также постепенный отказ от субсидий на ископаемое топливо. Важнейшими шагами на этом пути должны стать создание надежной системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов (МОВ), повышение прозрачности рынка и расширение его охвата. Успех будущих реформ будет зависеть от способности правительства найти баланс между климатическими амбициями и социально-экономическими последствиями, заручившись при этом поддержкой бизнеса и общества.

Дарья Сырских

«Каждый ветрогенератор в поле и каждая солнечная панель на крыше – это символы нашего выбора: выбора в пользу гармонии с природой, а не борьбы с ней; в пользу чистого воздуха для наших детей, а не счетов за нанесенный ущерб. Это инвестиция в наследие, а не в долги».

Энергетика событий