Энергопереход Индонезии: Китай как надежда и главная загадка



После выхода США из Партнерства по справедливому энергетическому переходу (JETP) в марте, Китай, вероятно, станет ключевым финансовым партнером Индонезии в ее стремлении достичь целей по возобновляемой энергетике. Однако внутренние проблемы самого Китая, по мнению экспертов, делают его позицию в глобальном климатическом финансировании неоднозначной.

«Китай, наряду с Германией, демонстрирует сильный потенциал для лидерства», – считает Путра Адхигуна, управляющий директор аналитического центра Energy Shift Institute. При этом он отмечает, что на эту роль могут повлиять различные факторы, например, сопротивление Китая классификации его как развитой страны, «чтобы избежать взносов в фонд COP размером 100 миллиардов долларов для развивающихся рынков». Эта позиция ставит Пекин в деликатное положение: он готов вести за собой мир в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) за счет дипломатического влияния, но не желает брать на себя полные финансовые обязательства. В то же время внутреннее производство чистых технологий, таких как солнечные панели и аккумуляторы, достигло избыточной мощности, что побуждает Китай осторожно расширять свои цепочки поставок в другие страны.

За последние два года Индонезия заключила с Китаем крупные «зеленые» сделки на общую сумму 22,6 миллиарда долларов. Эти соглашения охватывают инвестиции в чистую энергию и технологии, включая электромобили, литиевые батареи и фотоэлектрическую продукцию. «Индонезия является потенциально стратегическим рынком для электромобилей и развивающегося энергетического перехода, – говорит Путра Масван, аналитик из Института реформ основных услуг (IESR). – Между тем, у Китая есть технологии, которые нам подходят».

Согласно отчету Zero Carbon Analytics, Китай стал главным источником государственных инвестиций в чистую энергетику Юго-Восточной Азии в период с 2013 по 2023 год, предоставив более 2,7 миллиарда долларов. Индонезия получила почти половину этих средств. В рамках инициативы «Один пояс, один путь» страна также привлекла 404,6 миллиона долларов на чистую энергетику в 2024 году. Тем не менее, по словам Адхигуны, объем государственного финансирования со стороны Китая за рубежом снижается с 2016 года, и в последнее время основная активность исходит от частного сектора.

Наступает подходящий момент для выхода Китая на арену возобновляемой энергетики Индонезии, особенно после того, как Пекин обязался прекратить участие в новых угольных проектах за рубежом. Инициатива «Один пояс, один путь» также становится более «зеленой», фокусируясь на небольших проектах для смягчения последствий изменения климата. Однако до сих пор участие Китая в индонезийской возобновляемой энергетике было сосредоточено в основном на нескольких крупных гидроэнергетических проектах, таких как ГЭС Jatigede. При этом из другого крупного проекта ГЭС Kayan китайская компания PowerChina вышла, а на ее место пришла Япония, что подчеркивает неопределенность китайских обязательств.

Основным препятствием для прогресса в сфере ВИЭ является не Китай, а государственная электроэнергетическая компания Индонезии PLN, считает Адхигуна. Он критикует недостаточную прозрачность тендерных и закупочных процессов. «Хотя последние обновления плана PLN следует приветствовать, инвесторы измеряют прогресс в краткосрочной перспективе, что делает ясность в сроках закупок критически важной. Без этой ясности инвесторы покинут рынок и уйдут в другие места», – предупреждает эксперт. Кроме того, значительная часть китайских инвестиций в Индонезии по-прежнему направлена в ископаемое топливо, и отказ от существующей угольной инфраструктуры представляет собой серьезную проблему.

Индонезия обязалась в ближайшее десятилетие ввести в эксплуатацию 71 гигаватт солнечных, гидро- и геотермальных мощностей. Для достижения этой цели потребуется около 80 миллиардов долларов на проекты ВИЭ и еще 30 миллиардов на сети передачи и распределения электроэнергии. По мнению Тизы Мафиры, заместителя директора Climate Policy Initiative Indonesia, энергетический переход потребует всех видов финансирования, поскольку многие проекты ВИЭ еще не являются коммерчески жизнеспособными из-за медленного внедрения необходимых нормативных актов.

«Поскольку мы не можем привлечь частное финансирование в Индонезии, мы должны стимулировать его за счет государственных средств, – говорит Мафира. – Если их направить правильно, например, через механизм смешанного финансирования или гарантии, частные инвесторы, которые ранее не были заинтересованы, проявят интерес». Она утверждает, что Индонезии «неизбежно придется привлекать Китай в качестве ключевого игрока», поскольку он находится в авангарде технологических инноваций в области ВИЭ. Однако, по ее мнению, стране необходимо стремиться не только к китайским инвестициям, но и «сбалансировать доступные цены с необходимостью развивать собственную отечественную промышленность».

Дастан Темиров

«Внедряя возобновляемые источники, мы не просто решаем экологические проблемы — мы открываем двери в эру более справедливой и безопасной энергетики».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours