
Сингапур станет первой страной в мире, которая введет специальный сбор с авиапассажиров для финансирования перехода на устойчивое авиационное топливо (УАТ). Начиная со следующего года, вылетающие из города-государства путешественники будут платить «зеленый» налог, размер которого может достигать 41,60 сингапурских долларов – около 32 долларов США.
Размер сбора будет зависеть от класса обслуживания и дальности перелета. Так, для пассажиров эконом– и премиум-эконом классов на коротких маршрутах в Юго-Восточную Азию дополнительный платеж составит всего один сингапурский доллар, в то время как при полете в Америку – 10,40 доллара. Путешествующим бизнес– и первым классом придется заплатить в четыре раза больше. Новый сбор будет включен в стоимость билетов, проданных с 1 апреля 2024 года, для рейсов, вылетающих из Сингапура с 1 октября. Транзитных пассажиров этот налог не затронет. Для грузовых авиаперевозок также будет введен сбор, рассчитываемый на основе веса груза.
Собранные средства будут направлены на централизованную закупку устойчивого авиационного топлива, которое обычно производится из отработанных масел или сельскохозяйственного сырья. Таким образом, правительство Сингапура планирует достичь доли использования УАТ в 3–5% к 2030 году. Эта инициатива приобретает особое значение, учитывая статус Сингапура как одного из крупнейших мировых авиационных узлов. Ожидается, что в этом году аэропорт Changi установит новый рекорд по пассажиропотоку, превысив показатель 2019 года в 68,3 миллиона человек.
Несмотря на то, что на долю мировой авиации приходится относительно небольшая часть глобальных выбросов парниковых газов – всего 1,2% в прошлом году по данным Европейской комиссии – отрасль сталкивается с серьезными трудностями на пути к декарбонизации. Основными препятствиями являются стремительный рост спроса на авиаперевозки, высокая стоимость «зеленого» топлива и его ограниченное предложение на рынке. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, хотя производство УАТ в прошлом году удвоилось, его доля составила лишь 0,3% от общего объема используемого в мире авиационного керосина.
Хотя введение нового сбора может стать сюрпризом для многих путешественников, его размер оказался ниже первоначальных прогнозов. Ранее правительство Сингаpura оценивало возможный налог в диапазоне от 3 до 16 сингапурских долларов, однако снижение стоимости устойчивого топлива позволило установить более низкую ставку. Это решение отражает глобальные усилия по смягчению последствий изменения климата, где авиационная отрасль ищет действенные механизмы для своего «зеленого» перехода.