Китайские гиганты в сфере чистых технологий в ближайшее десятилетие будут вынуждены полагаться на рыночные силы, а не на государственную поддержку. Президент Си Цзиньпин объявил новые цели по возобновляемым источникам энергии и электромобилям, которые страна, по всей видимости, достигнет с большим запасом.
К 2035 году Китай планирует довести общую установленную мощность ветряной и солнечной энергетики до 3600 гигаватт (ГВт) и сделать электромобили основным выбором при покупке новых автомобилей. Хотя цель в 3600 ГВт предполагает шестикратное увеличение по сравнению с уровнем 2020 года, она означает серьезное замедление темпов ввода новых мощностей, наблюдавшихся в последние годы.
На конец июля в Китае уже было установлено 1680 ГВт ветряных и солнечных электростанций. Это значит, что для достижения цели 2035 года стране потребуется добавлять менее 200 ГВт ежегодно. Для сравнения – только за первые шесть месяцев текущего года было введено 250 ГВт. По мнению аналитиков, таких как Белинда Шепе из Центра исследований энергетики и чистого воздуха, это означает, что заявленный показатель будет «значительно перевыполнен».
Столь скромные цели не обязательно замедлят рост возобновляемой энергетики или рынка электромобилей, поскольку эти секторы и ранее значительно опережали правительственные планы. Однако это служит сигналом, что для дальнейшего роста им придется рассчитывать на рыночный спрос без дополнительной государственной поддержки. Цель по электромобилям выглядит еще более размытой, но не более амбициозной. Хотя неясно, что именно подразумевается под «основным выбором», уже в этом году ожидается, что на долю электромобилей придется более половины продаж новых машин в стране.
Это не первый случай, когда Китай устанавливает для себя заниженную планку. В 2020 году была поставлена задача достичь 1200 ГВт мощностей ветровой и солнечной генерации за десятилетие – результат был достигнут менее чем за пять лет. Аналогично, цель довести долю электрокаров в продажах до 20% к 2025 году была перевыполнена еще в 2022 году.
Нынешнее заявление прозвучало в сложный для китайских производителей период. Многие компании страдают от истощающих прибыль ценовых войн на внутреннем рынке и сталкиваются с растущими геополитическими препятствиями для экспорта своей продукции. Новые климатические цели подчеркивают, что Пекин видит свое будущее в возобновляемых источниках энергии и электромобилях, но они не дают отрасли столь необходимого ей сейчас стимула. Реакция рынка оказалась смешанной: акции крупнейшего продавца электромобилей BYD Co. незначительно снизились, в то время как бумаги производителя аккумуляторов Contemporary Amperex Technology Co. и производителей солнечного оборудования Longi Green Energy Technology Co. и Trina Solar Co. показали рост.