Рынок замены аккумуляторов в Индии: рост и препятствия

В Индии электрические мотоциклы, скутеры и рикши постепенно начинают вытеснять транспортные средства, работающие на бензине. Это превращает самую густонаселенную страну мира в потенциально ключевой рынок для развития технологий зарядки, таких как замена аккумуляторов.

Стартапы, розничные продавцы топлива, включая Indian Oil Corp., и миллиардер Мукеш Амбани, самый богатый человек страны, уже несколько лет обсуждают амбициозные планы по созданию крупных сетей станций замены батарей. Эти станции позволяют пользователям быстро обменивать разряженные аккумуляторы на заряженные.

Рост продаж двух- и трехколесных транспортных средств с батарейным питанием, которые пользуются популярностью у водителей тук-туков, работников гиг-экономики и служб экспресс-доставки, наконец, придает этому сектору импульс. Разработчики проектов делают ставку на то, что коммерческие водители предпочтут скорость замены разряженного аккумулятора риску потерять заработок во время ожидания традиционной подзарядки.

По данным BloombergNEF, в прошлом году на трехколесные транспортные средства с батарейным питанием пришлось 57% всех продаж новых машин этого типа. В 2024 году доля электромобилей в категории двухколесных транспортных средств составила 6%, по сравнению с менее чем 1% в 2020 году. Технология замены аккумуляторов набирает популярность для удовлетворения потребностей этих рынков, как сообщает правительство Индии, что способствует усилиям по борьбе с выбросами от транспорта, составляющими около 9% от общего объема выбросов в стране.

Пулкит Хурана, соучредитель стартапа Battery Smart, ориентированного на коммерческий транспорт и имеющего более 1400 станций замены в 40 городах, говорит, что они едва коснулись поверхности того, что требуется. Он добавляет, что внедрение электромобилей определенно растет.

Battery Smart и другие ведущие компании привлекли более 1 миллиарда долларов для расширения сетей замены аккумуляторов в Индии. В октябрьском отчете JMK Research & Analytics говорится, что эта технология становится «ключевым решением» для электрических двух- и трехколесных транспортных средств. Компания Sun Mobility, управляющая около 800 станциями и сотрудничающая с Indian Oil, также фокусируется на коммерческих клиентах.

По оценкам правительства Индии, опубликованным в прошлогоднем отчете о рынке электромобилей, к концу текущего финансового года, который продлится до марта 2026 года, стране потребуется более 26 000 киосков для замены батарей, а к 2030 финансовому году — примерно 111 000. По данным отраслевой группы India Battery Swapping Association, на данный момент существует около 2600 таких киосков, большинство из которых находится в Дели.

Развертывание станций замены отстает от внедрения более традиционной общественной зарядной инфраструктуры. Министерство тяжелой промышленности Индии сообщило в этом месяце, что в стране установлено около 26 367 зарядных станций для электромобилей.

Тайваньская компания Gogoro Inc., которая в 2023 году представила стратегию стоимостью 2,5 миллиарда долларов совместно с местным партнером по созданию до 15 000 киосков для замены батарей по всей Индии, в прошлом году сообщила о задержках в реализации своих планов в стране. Частично это связано с неопределенностью в отношении политики субсидирования технологии замены аккумуляторов. Генри Чанг, временный исполнительный директор Gogoro, на ноябрьской телеконференции по доходам заявляет, что они продолжают верить в будущий рост экосистемы электромобилей Индии. Другие потенциальные участники сектора столкнулись с трудностями при привлечении достаточного финансирования.

Компания Reliance Мукеша Амбани ранее представляла предложение по производству сменных аккумуляторов и созданию инфраструктуры в крупных городах. Хариш Мехта, генеральный директор совместного предприятия Reliance BP Mobility, в прошлом году заявил, что усилиям по созданию сети замены под брендом Jio-bp Pulse мешает отсутствие отраслевых стандартов. Reliance отказалась от дальнейших комментариев относительно своих планов по замене батарей.

Медленное развертывание в Индии контрастирует с гораздо более быстрым внедрением на крупнейшем в мире рынке электромобилей — в Китае, где сектор замены батарей ориентирован на гораздо более широкий спектр транспортных средств, от внедорожников до полуприцепов.

Производитель электромобилей Nio Inc. имеет сеть из примерно 3000 станций по всему Китаю. Во время недавних праздников по случаю китайского Нового года самая загруженная станция компании обрабатывала 180 замен в день, как сообщила компания в прошлом месяце.

Contemporary Amperex Technology Co. Ltd. (CATL), крупнейший мировой производитель аккумуляторов, в прошлом месяце согласилась инвестировать до 2,5 миллиарда юаней (340 миллионов долларов) в проект с Nio для дальнейшего расширения сети. В рамках отдельного соглашения CATL и Sinopec — крупнейший нефтеперерабатывающий завод Китая — объявили о планах построить более 500 станций замены в стране в этом году, а в конечном итоге нацелены на 10 000 установок.

Аналитик BNEF Комал Карир говорит, что для Индии рост рынка замены батарей будет ограничен, если автопроизводители откажутся делиться интеллектуальной собственностью с конкурентами для стандартизации конструкций транспортных средств и аккумуляторов, что позволило бы потребителям использовать разные сети. Она считает, что «самым большим препятствием» для широкомасштабного внедрения замены батарей в Индии является отсутствие совместимости между различными станциями замены.

Равнит Фокела, коммерческий директор Ather Energy, производителя электромобилей с сетью из 3800 зарядных устройств по всей Индии, отмечает, что прорывы в технологии быстрой зарядки потенциально могут повлиять на потребность в замене батарей. Компания BYD Co. в прошлом месяце представила платформу для электромобилей, которая, по ее словам, может заряжаться за пять минут, хотя эта технология предназначена для обычных автомобилей, а не для двух- и трехколесных транспортных средств.

Тем не менее, сторонники замены батарей видят в быстром расширении сегмента экспресс-коммерции и доставки продуктов в Индии подтверждение необходимости более широкого внедрения этой технологии. Swiggy Ltd., служба доставки еды и других потребительских товаров, в прошлом месяце объявила о цели перейти на 100% электрический автопарк к 2030 году, в то время как конкуренты, включая Zomato от Eternal Ltd., имеют аналогичные планы по расширению использования транспортных средств с батарейным питанием.

Абхинав Синха, руководитель отдела технологий и телекоммуникаций British International Investment, подразделения правительства Великобритании по финансированию развития и инвестора Battery Smart, подчеркивает, что для водителей «очень, очень важно» иметь возможность получить заряженные батареи за три-пять минут. Он добавляет, что каждая потерянная минута — это потеря заработка для них.

 

Алихан Ташенов

«Переход на чистую энергию — это самый масштабный проект нашего поколения, возможность оставить после себя мир, полный света, а не тени».

Энергетика событий

+ There are no comments

Add yours